Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Термин и понятие в изобразительном искусстве.



Тюрки

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Тюрки древние, предки народов тюркской (точнее тюрко-татарской, турецкой, турецко- татарской) языковой группы, населявшие в VI-XV вв. евразийские степи. Жилищем тюрков служили конусообразные шалаши, разборные войлочные юрты или кибитки. Сооружались заупокойные храмы (храм кагана Кюль-Тегина в Монголии, VII в., - квадратное кирпичное здание с деревянными колоннами, поддерживающими черепичную крышу). Декоративно-прикладное искусство тюрков Алтая продолжало традиции гуннов - древнейших тюрко-монгольских племён Центр. Азии (III в. до н. э. - IV в. н. э.). На металлических бляшках, украшавших одежду и конскую сбрую, а также на коврах, вышивках, аппликациях и др. изображались сцены терзания хищником травоядного животного, оленей в галопе, горных козлов, яков и др., входящие в круг так называемого скифо-сибирского "Звериного стиля". Встречались и изделия с геометрической и растительной орнаментацией. В искусстве енисейских тюрков-кыргызов - близкие к натуре деревянные статуэтки животных, находимые в могильниках, восходят к традициям таштыкской культуры (II в. или I в. до н. э. - V в. н. э.). Декор изделий из бронзы, серебра и золота (сосуды и блюдо с чеканными стилизованными растительными узорами из Копёнского чаатаса в Хакасии) своеобразно интерпретирует мотивы иранского и китайского искусства. Широкое распространение у тюрков вплоть до XI в. получили поясные бляхи с растительными и зооморфными узорами или человеческими "личинами". Со временем в прикладном искусстве азиатских тюрков преобладающим становится растительный орнамент, подчиняющий себе другие мотивы.

Со времени Тюркского каганата (объединение тюркских племён, существовавшее на обширной территории Азии в VI-VIII вв.) в честь умерших представителей племенной аристократии возводились каменные изваяния мужчин-воинов с грубо намеченными схематическими фигурами и лицами, носящими порой портретные черты. Существуют и наскальные изображения тюрков, с правдивостью и детализацией воссоздающие сцены охоты (так называемая Сулекская писаница в Хакасии, вторая половина 1-го тысячелетие н. э.). Искусство тюрков, расселившихся во второй половине 1-го - начале 2-го тысячелетие н. э. к западу от Урала (хазаров, печенегов, половцев и др.), известное очень мало, более условно и схематично. Керамические сосуды, металлические зеркала, оружие и др. покрывались геометрическим и растительным, "ковровым" узорами. Половецкие костяные накладки на колчаны, украшенные резными изображениями птиц и зверей, а также геометрическими узорами, иногда раскрашивались. В период Золотой Орды (XIII - начало XV вв.) кочевое население степей Евразии оставалось преимущественно тюркским и сохраняло традиции художеств, культуры XI-XII вв. Впоследствии эти традиции частично прослеживаются в искусстве народов Средней Азии, Алтая и отдельных районов Поволжья.

Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978; Федоров-Давыдов город А., Искусство кочевников и Золотой Орды, М., 1976.
Родительская категория: История | Культура
Категория: Термины | Понятия

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 158 гостей и пользователей