Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Монголия

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Монголия, государство в Центральной Азии

Монголия, Монгольская Народная Республика, социалистическое государство в Центральной Азии. Древнейшие памятники искусства, обнаруженные на территории Монголии, относятся к началу эпохи бронзы (XIV-X вв. до н. э.; выбитые или нанесённые краской на скалах изображения животных). С начала железного века (IV-III вв. до н. э.) на металлических изделиях и каменных намогильных столбах преобладают стилизованные фигурки животных, в том числе бегущих оленей, в "зверином стиле". К концу I в. до н. э. - началу I в. н. э. относятся утварь, ткани, войлочные ковры, украшения конской сбруи (из кургана Ноин-Ула). В период господства на территории Монголии Восточного Тюркского каганата (VI-VIII вв.) развивалось ремесло (конская сбруя, оружие, украшенные растительным орнаментом), распространилась мемориальная скульптура (мужские каменные фигуры у намогильных памятников; стелы на постаментах в виде черепах). От периода Уйгурского каганата (745-840) сохранились руины столицы Орду-Балык (позже Хара-Балгас), со строгой планировкой, оборонительными сооружениями, домами, храмами. При киданях (X-XII вв.) шло интенсивное строительство городов. Обычно город, почти квадратный в плане, был окружён рвами и земляными валами. Его пересекали одна или несколько улиц с административными зданиями, храмами и домами; на незастроенных участках стояли юрты и палатки. При раскопках г. Барс-Хот I (X-XII вв.) найдены остатки будд, храма и пагод, глиняные фигурки божеств и животных. Ко времени образования монгольского феодального государства и возникновения монгольской феодальной империи (конец XII - начало XIII вв.) относятся обнаруженные в Каракоруме остатки дворца хана Угедея, кумирни. В XVI - начале XX вв. в монгольских ханствах и княжествах основным видом жилища стала войлочная юрта на деревянном каркасе - гэр. С конца XVI в. с распространением ламаизма велось интенсивное строительство монастырей и храмов. Появились культовые постройки из дерева, в основу которых легла композиция юрты, а также кирпичные китайского типа и каменные тибетского типа (в монастырх Амур-Баясхуланту-хите, Эрдэни-дзу). Своеобразны мемориальные сооружения - субурганы (Боди-субурган в Эрдэни-дзу). Живопись XVI - начала XX вв. представлена буддийскими композициями - танка (выполненными красками типа гуаши на полотне) и стенными росписями, отражающими воздействия Тибета, Китая, Непала. Изготовлялась и храмовая скульптура из глины, дерева, бронзы (скульптор Дзанабазар, вторая половина XVII в.). В конце XIX в. распространение получила светская живопись - портреты, картины быта и природы Монголии. В декоративно-прикладном искусстве разви- ваются вышивка и аппликация (на одежде, кожаной обуви), обработка металла и резьба по дереву, изготовление масок из папье-маше. С образованием МНР (1924) при помощи СССР развернулись гражданское и промышленное строительство, реконструкция старых (Улан-Батор) и создание новых (Дар-хан, Налайха, Сайн-Шанд) городов и посёлков с регулярной планировкой. В 20-30-х гг. общественным зданиям были присущи черты советского конструктивизма. В 40-х - начале 50-х гг. фасады общественных зданий украшались портиками, колоннадами, национальным орнаментом. В 60-80-х гг. широко внедряются индустриальные методы строительства. Реформаторами национальной живописи выступили в 20-х гг. Шарав, а позже - его ученик Манибадар. Они создавали портреты, произведения на современные темы, нередко с использованием светотени и линейной перспективы. С начала 50-х гг. заметно расширяется тематика искусства многих художников (Ядаису-рэн, Сэнгэцохио, Дамдинсурэн), приёмы национальной живописи удачно сочетаются с европейской манерой письма. Создаются первые картины маслом (живописцы Цултэм, Одон, Чойдог, Цэвэгжав и др.). Получают развитие графика (Амгалан) и скульптура (Чоймбол).

Лит.: ИСиНМ, т. 3, М., 1971; ВИА, т. 9, 12 (кн. 2), М.-Л., 1971-77; Д. Майдар, Архитектура и градостроительство Монголии, М., 1972; Д. Майдар, Д. Пюрвеев, От кочевой до мобильной архитектуры, М., 1980; Цултэм Ням-Осорын, Искусство Монголии с древнейших времен до начала XX в., М., 1982.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 81 гость и пользователей