Ирак
- Просмотров: 28854
Ирак, государство в Западной Азии
Ирак, Иракская Республика, государство в Западной Азии. Территория Ирака, совпадающая в основном с Двуречьем (Месопотамией), - один из древнейших очагов цивилизации. Известны произведения искусства с конца 8-го тысячелетия до н. э. [раскопки советских археологов в долине Синджара: поселение конца 8-го - начала 7-го тысячелетия до н. э. Тель-Макзовия, поселения хассунской и халафской культур (6-е и 5-е тысячелетия до н. э.) - Ярым-Тепе I и II]; открыты многочисленные художественные памятники археологических культур Урука, Джемдет-Насра, Эль-Обейда (Убайда). В 4-1-м тысячелетиях до н. э. на территории Ирака последовательно развивалось искусство древних деспотичных государств: Шумера, Аккада, Вавилонии, Ассирии. Сохранились памятники эллинистического искусства (Селевкия на Тигре), Парфии (Хатра), искусства государства Сасанидов (Ктесифон). Важное место занял Ирак в формировании культуры Арабского халифата. В 30-х гг. VII в. основные города Куфа, Басра, в начале VIII в. - Васит. Сохранились руины уникального памятника раннесредневекового арабского зодчества - Ухаидира. С 762 строился по круглому плану Мадинат ас-Салам (Город Мира, современный Багдад). Архитектуру периода расцвета халифата Аббасидов (750-1258) характеризуют постройки Самарры (IX в.): грандиозные культовые и дворцовые ансамбли, укреплённые стенами с башнями, спиралевидный минарет Мальвия. С ослаблением халифата в X-XI вв. монументальное строительство в Ираке сокращается. Архитектура XII - первой половины XIII вв. представлена преимущественно памятниками Багдада и Мосула, для которых характерны чёткие объёмно-пространственные композиции, сводчатые помещения, высокие порталы, купола на тромпах, декор - узорная кирпичная кладка, резная терракота, иногда рельефы. Получили распространение восьмигранные мавзолеи с высокими коническими ячеистыми куполами (так называемый мавзолей Зубайды в Багдаде).
После монгольского нашествия в XIII-XV вв. строительство почти не велось. В архитектуре XVI-XVII вв. заметно влияние зодчества сефевидского Ирана: возводились большие купольные мавзолеи-мечети (в Багдаде, Кербеле, Неджефе) с ярким полихромным декором - глазурованной керамическими облицовками, позолотой, росписями, резным стуком. Для народного жилища Ирака характерна планировка с внутренним двором, лоджиями и колонным айваном; окна и балконы - с узорными деревянными решётками.
Изобразительное искусство Ирака периода Аббасидов представлено фрагментами стенной живописи и росписей по дереву, а также орнаментальными стуковыми рельефами и резными деревянными панелями (из Самарры, Такрита); в Багдаде и Северном Ираке начала развиваться книжная миниатюра, расцвет которой наступил в XII-XIII вв. К так называемой багдадской школе относятся отличающиеся лаконизмом иллюстрации к научным трактатам ("Фармакология" Диоскорида, 1222), исполненные жизненной выразительности миниатюры к "Макамам" апь-Харири (XIII в.). Северо-иракской миниатюре присуща торжественность парадность ("Книга песен", начало XIII в.). В конце XIV в. в Багдаде работал тонкий колорист, мастер композиции, миниатюрист Джунаид Султани. В декоративно-прикладном искусстве средне- векового Ирака важное место занимали: керамика - с рельефным декором, включающим изображения людей и животных (VIII-XIV вв.), глазурованная с росписью люстром (IX в., Самарра), полихромией подглазурной росписью; художественные изделия из металла - сосуды в виде птиц или зверей (VIII-IX вв.), либо украшенные чеканкой, гравировкой, серебряной инкрустацией (XIII в., Мосул), либо из стекла (Самарра); ткачество - золототканые, шёлковые и льняные ткани. Средневековые художественные традиции сохранились вплоть до XX в. Национально-освободительные движение XX в. и революция 1958 способствовали развитию новой архитектуры (стремление подчинить международные стандарты местным климатическим и бытовым условиям, использовать элементы традиционной планировки и декора) и градостроительства (реконструкция Багдада, Мосула, Басры). Живопись маслом зародилась в Ираке в начале XX в. (пейзажи и портреты Абдель Кадер ар-Рассама, Мухаммеда Салеха Заки и др.). С 1939 подготовка художников ведётся в Институте изящных искусств (Багдад). В 40-50-х гг. возникли небольшие общества художников, которые в 1956 объединились в Ассоциацию художников Ирака. Получили развитие также скульптура и графика. Идеи революции 1958 вызвали подъём изобразительного искусства. Рост национального самосознания нашёл отражение в развитии публицистически направленных, пропаган- дистских форм монументального искусства (Джавад Салим, монумент "Революция 14 июля", камень, бронза, 1959-60; Халед ар-Раххаль, статуя-монумент "Иракская женщина", мрамор 1961; Фаик Хасан, мозаичное панно "За мир", 60-е гг., все - в Багдаде), в создании произведений, проникнутых пафосом революционной борьбы иракского народа (Махмуд Сабри, "Похороны революционера", 50-е гг.). В творчестве художников реалистического направления ведущее место заняли социально-бытовой портрет и тематическая картина, отражающие острый интерес художников к народу, быту, истории и современной общественной жизни родной страны. Основной творческой задачей большинства художников Ирака стали поиски национального своеобразия на основе использования местных художественных традиций и опыта мирового искусства. Современная интерпретация приёмов багдадской школы миниатюры и образов средневекового арабского фольклора легла в основу своеобразного примитивизма жанровых картин и иллюстраций Джавада Салима, идеи которого в 60-70-х гг. были развиты в творчестве Исмаила аш-Шейхли, Нури ар-Рави, Дия аль-Азави и других художников, ищущих вдохновения в народном примитиве и старинных легендах. Творческие искания Фаика Хасана (один из пионеров современной живописи Ирака) и его последователей характеризуются резкими переходами от конкретно-изобразительной трактовки сюжета к абстрактным цветовым построениям. Один из лидеров иракских художников 60-70-х гг. Хафиз ад-Дуруби в создании национального пейзажа преимущественно опирается на достижения европейского импрессионизма. В 70-х - начале 80-х гг. рост политической активности изобразительного искусства Ирака наиболее ярко проявился в творчестве прогрессивного живописца Махуда Ахмеда (окончил МХИ в 1967).
В скульптуре (Мухаммед Гани) и монументально-декоративном искусстве (Шамсад-дин Фарис) преобладает тенденция к сочетанию реалистической формы с приёмами и образами древнего искусства Ирака. Поиски форм, отвечающих современной жизни, наблюдаются в профессиональном декоративно-прикладном искусстве. Народное творчество остаётся традиционным. На протяжении столетий на территории Ирака развивается художественная культура курдов.
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 8, М., 1969; В. Л. Воронина, Народное жилище арабских стран, М., 1972; Б. В. Веймарн, Искусство арабских стран и Ирана VII-XVII вв., М., 1974; В. К. Афанасьева, В. Луконин, Н. Померанцева, Искусство Древнего Востока, М., 1976; А. А. Богданов, Современное изобразительное искусство Ирака. 1900-е - 1970-е гг., Л., 1982; С. Ллойд, Археология Месопотамии, [пер. с англ.], М., 1984.