Заир
- Просмотров: 26835
Заир, государство в Центральной Африке
Заир (Zaпre), Республика Заир, государство в Центральной Африке. На территории Заира сохранились наскальные росписи (возможно, эпохи неолита). В народном жилище преобладают характерные для многих африканских стран плетёные или глинобитные хижины без окон, круглые или прямоугольные в плане, с коническими или шлемовидными крышами с покрытием из травы и ветвей; в некоторых районах стены расписывают цветочным геометрическим орнаментом или символичными знаками. Развившиеся в конце XIX - начале XX вв. города (столица Киншаса и др.) резко делились на две части: комфортабельную "белую", застроенную современными многоэтажными зданиями, приспособленными к условиям тропического климата, и неблагоустроенную "туземную". После провозглашения независимости (1960) строятся кварталы стандартных домов для рабочих, проводится благоустройство городов.
Из изобразительных искусств наиболее развита деревянная скульптура, отличающаяся исключительно стилистическим разнообразием: наряду с правдивыми, близкими к натуре изображениями встречаются предельно схематизированные, условные. Статичны фигуры царей народа куба (известны 18 фигур, самая ранняя - конца XVI в.). Издавна мастера следуют незыблемым традициям: облик правителя передаётся чисто внешними признаками (у ног помещён символ данного монарха). Экспрессивны и динамичны "кариатиды" - фигурки (большей частью женские) народа луба, несущие на голове и в поднятых руках сиденья стульев, тронов, барабаны или подставки для стрел. Внутренняя напряжённость образов достигается выразительным ритмом линий, смелым сопоставлением объёмов, повышенной экспрессией в передаче эмоционального состояния: лица с большими лбами, сильно нависающими веками, узкими миндалевидными глазами и характерной татуировкой выражают страдание, гнев или безучастность. Среди скульптуры древних народов Заира встречаются сильно стилизованные и не лишённые изящества фигурки народа бена-лулуа, обобщённые - у яка, гротескные - у сонге. Особенный вид деревянной резной скульптуры - маски. Некоторые из них отличаются проникновенностью настроения (маски чокве), другие - крайним лаконизмом форм (маски рега), третьи - поисками выразительной геометризованностью решений с выявлением анатомической структуры лица (маски сонго). В период колониального режима скульптура Заира во многом утратила свою самостоятельность, выродившись в посредственное ремесло. Скульпторы, подражавшие европейским образцам, заимствовали сюжеты из религии и быта европейцев. В конце 1940-х гг. появились живописцы-станковисты; М. Диуф, Ш. М. Монголе; "примитивисты" - пейзажист А. Монжита, портретист А. Киабелуа; группа художников, создающих яркие декоративные композиции, в которых растения и животные сплетаются в причудливо красочный узор,- Пили-Пили Мулонгойя, Мвензе и др. Широко известны картины живописца Кабея. Развито изготовление деревянной и глиняной посуды (наиболее интересны кубки народов куба и мангбету в виде человеческой головы), плетение изделий из волокон пальмы рафии (циновки, сумки, корзины), имеющих бархатистую фактуру и двухцветный геометрический рисунок (так называемый касайский бархат); выполняются украшения из дерева, железа и меди (в том числе изящные деревянные гребни, украшенные стилизованными декоративными композициями).
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965.