Ню
- Просмотров: 30173
Ню, один из жанров изобразительного искусства
Ню (франц. nu - нагой, раздетый), один из жанров изобразительного искусства, посвященного изображению нагого тела, преимущественно женского. Ню зародился в эпоху Возрождения в рамках мифологического, аллегорического, исторического и бытового жанров.
Изображения нагого женского тела у Джорджоне, Тициана, Корреджо и др. воплощают идеальные представления итальянских гуманистов о женской красоте и часто овеяны философско-поэтическими ассоциациями. Формирование ню как жанра происходило в XVII в. В произведениях П. П. Рубенса характерные для искусства барокко пышные формы, жизненная прелесть юной цветущей красоты говорят о чувственном, полнокровном восприятии мира ("Шубка", около 1638-40, Музей истории искусств, Вена). Изображение обнажённого женского тела стало главной темой в картине Веласкеса "Венера с зеркалом" (1651, Национальная галерея, Лондон). Рембрандт отказывается от идеализации модели, трактует ню в интимно-бытовом плане ("Женщина, входящая в воду", 1655, Национальная галерея, Лондон). В XVIII в. ню широко распространяется в искусстве французского рококо, для которого характерны утончённо-грациозные, кокетливые, проникнутые откровенной чувственностью произведения Ф. Буше. В первой половине XIX в. Ж. О. Д. Энгр пытался противопоставить буржуазной действительности идеальные классические каноны красоты ("Источник", 1856, Лувр). В середине XIX в. салонно-академические живописцы А. Бугро, А. Кабанель и другие использовали ню для создания слащавых, эклектических произведений. В противовес им ранние ню Г. Курбе подчёркнуто демократичны. Э. Мане окончательно порывает с мифологической оправой ню, подчёркивая современный характер и окружение модели ("Олимпия", 1863, Музей импрессионизма, Париж). В произведениях О. Ренуара нагое женское тело изображается в единстве с пейзажем, как бы купающимся в свете и воздухе ("Обнажённая, освещённая солнцем", 1876, Музей импрессионизма).
В искусстве XX в. ню обычно связывается с поисками новых художественных средств выражения (П. Пикассо, Ж. Руо, К. ван Донген, А. Модильяни и др.), что приводит к усилению экспрессивности образов, но зачастую сводится лишь к формальному экспериментированию.
Лит.: Clark К., The nude: a study of ideal art, Harmondsworth, 1976; Eisler G., From naked to nude: life drawing in the XX century, L., 1977.