Народное творчество
- Просмотров: 38224
Народное творчество художественное
Народное творчество художественное, народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа (по мнению некоторых учёных, также и в форме самодеятельного искусства), в частности создаваемые и бытующие в народных массах архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство: художественно обработанные орудия труда, постройки (см. Деревянная архитектура), домашняя утварь и бытовая обстановка (см. Керамика, Лаки, Мебель, Стекло), одежда и ткани (см. Килим, Ковёр, Кружево, Набойка), игрушки, лубок и т. д. К числу важнейших художественно-технологических процессов, распространённых в народном творчестве, относятся гончарство, ткачество, вышивка, резьба, роспись декоративная, ковка, литьё, гравирование, чеканка и т. д. Народная архитектура и декоративно-прикладное искусство принадлежат не только к духовному, но и к материальному производству и носят непосредственно созидательный характер; отсюда слитность в них эстетических и утилитарной функций, образного мышления и технической изобретательности.
Создавая и оформляя предметную среду и давая эстетическое выражение трудовым процессам, бытовому укладу, календарным и семейным обрядам, народное творчество искони являлось неотъемлемой частью медленно изменяющегося строя народной жизни. В отдельных чертах народного творчества прослеживаются особенности труда и быта, культы и верования, восходящие к неолиту и бронзовому веку. Произведениям народного творчества зачастую присуща конкретная связь с тем или иным обычаем, сохраняющимся и тогда, когда утрачивается память о культурной природе или мифологической обусловленности этого обычая.
Народное творчество не знает контрастных перемен художественных стилей. В ходе его эволюции появляются отдельные новые мотивы, но больше меняются степень стилизации и характер осмысления старых мотивов; изображения, связанные с коренными представлениями о мире, обретали более узкий смысл (например, в различных знаках-оберегах, украшавших бытовые предметы) или начинали играть чисто декоративную роль, тогда как форма предмета претерпевала зачастую лишь незначительные конструктивно-функциональные изменения. Наиболее общим элементом народного творчества служит родившийся в древности орнамент, который помогает достигать органического единства композиции и глубоко взаимосвязан с техникой исполнения, чувством предмета, пластической формы, естественной красоты материала. В отдельных орнаментальных мотивах, большинство из которых имело первоначально мифологический смысл ("мировое дерево", солярные символы), запечатлелись черты первобытного сознания, мифологические и магические способы общения с природой. Представление о вещи в народном творчестве обычно не закрепляется в подготовительной модели или рисунке, а живёт в сознании и руке мастера; при этом результаты его индивидуальной изобретательности, приводящей к выработке наиболее рациональных приёмов работы, как правило, должны быть приняты народным коллективом. В силу этого закрепляемая вековым отбором традиция претерпевает постоянные, но лишь частичные специфические изменения.
По мере классовой дифференциации общества складываются предпосылки для выделения народного творчества, обслуживающего потребности низших слоев общества и первоначально сводившегося к домашней художественной работе для себя и к деревенскому ремеслу. Наличие особой народной ветви обнаруживается уже в древнем мире (например, в вотивных предметах итало-этрусского круга, напоминающих неолитическую пластику). Первоначальные памятники дворцовой и даже культовой архитектуры явственно связаны с простейшими древними образцами народного деревянного и каменного зодчества (эгейский мегарон, германский халле), переносными жилищами кочевников и т. д., но затем резко расходятся пути городского и усадебного строительства и народной архитектуры, обслуживающей в основном крестьянский быт (жилой дом, гумно, амбар и т. д.).
В средневековой Европе феодально-церковной культуре противостояло стремление сохранить культурную традицию родового строя, хозяйственная и политическая замкнутость, культ местных богов; выражением этого становится народная струя в средневековом искусстве. Однако неразвитость товарно-денежных отношений, слабая дифференциация форм быта, а также принципиальная анонимность средневекового искусства и близость его мастеров к народной среде не способствовали полнейшему обособлению народного творчества. В странах, позднее вступивших в раннекапиталистическую стадию развития, в частности в средневековой Руси, подобная ситуация сохраняется вплоть до конца XVII - начала XVIII вв. В странах Востока, особенно долго (до XIX-XX вв.) сохранявших средневековый уклад жизни, всё декоративно-прикладное искусство глубоко проникнуто народными ремесленными навыками и высокоразвитое народное творчество не имеет коренных отличий от ремесла для привилегированных слоев; в изобразительном же искусстве ряда стран сильна народная струя (китайский, японский, индийский лубок). Наконец, в странах, переживших колонизацию, основой для народного творчества обычно служила древняя туземная культура.
С разложением феодализма и цеховой системы складывается работающее на местный рынок народное художественное ремесло; благодаря этому народное творчество, ещё сохраняя тесную связь с народным бытом, осваивает новые виды продукции, новые формы и темы. С другой стороны, выявление художественной индивидуальности и культ античного искусства, утвердившиеся в эпоху Возрождения, приводят к тому, что народное творчество всё яснее выступает как нечто локальное, обособленное, привязанное к родной старине. Народная художественная культура - произведения религиозного искусства (вотивная живопись, раскрашенная скульптура), бурно развивающегося с XVI-XVII вв. (особенно в странах католического культа), оформление празднеств, лубок с их наивным архаизмом форм, - имеет уже совершенно иную образную систему, чем изысканные, подчас новаторски необычные произведения "высокого" искусства; аналогичное расхождение возникает и в стиле предметов быта. Этот разрыв менее ощутим там, где фольклорные элементы глубоко проникают в культуру привилегированных слоев и церкви. В России это проявилось, например, в архитектуре дворца в селе Коломенское (XVII в.) с его обилием форм народного деревянного зодчества, а в странах Латинской Америки - в декоре церквей барокко, впитавшем черты искусства доколумбовых цивилизаций. В XVII-XVIII вв. в народном творчестве заметно ослабевает идеографическое начало. В растительных мотивах, теперь повсеместно вытесняющих символико-геометрические узоры, декоративный строй становится свободней, разнообразней. В народное творчество проникает всё больше свежих наблюдений, бытовых сюжетов, возрастает стремление к сказочно-фольклорному осмыслению жизни высших слоев общества, к заимствованию форм господствующих стилей. Однако новые мотивы и формы (ренессанса, барокко, ампира) в народном творчестве сохраняют лишь весьма отдаленное сходство с образцом, упрощаясь в ритмически ясную декоративную схему (как правило, дающую многочисленные варианты). В целом на XVII - начало XIX вв. приходится эпоха расцвета народного творчества, давшая необычайное разнообразие его видов и форм. Этому способствовали оснащение народного творчества ранее недоступными ему материалами и инструментами, появление новых технических возможностей, расширение кругозора народных художников, развитие народной лирики и сатиры.
В XIX в. интенсивно развивающееся художественное кустарное производство всё более вовлекается в систему капиталистической экономики; товарное ремесло в большинстве стран окончательно отделяется от консервативно домашнего. В России после 1861 народные художественные промыслы приобретают характер частных мастерских, работающих на скупщика. Узкая специализация промыслов, растущее разделение труда и стандартизация мотивов рождают узоры и формы, предельно слитые с виртуозными приёмами технического исполнения; при этом ремесленное, механически безупречное мастерство всё чаще вытесняет творчество. Подражая образцам массовой городской продукции, нередко случайной и антихудожественной, мастера утрачивают типичное для фольклора единство технического и эстетического начал. Народная икона и лубок сменяются олеографиями; в пластике объёмно-предметная форма теряет архитектоничность. Изображение и орнамент, ранее слитые с вещью, теперь становятся как бы картинкой, наклеенной на поверхность. Отдельные отрасли, не выдерживая конкуренции с дешёвыми фабричными изделиями, приходят в упадок или вымирают, но возникают и расширяются другие, использующие большей частью технику, стилистику и даже образцы профессионального станкового искусства. В ряде стран, обладавших ранее богатейшим народным творчеством (Англия, Дания, Нидерланды), оно почти полностью исчезает, но интенсивно развивается в промышленно отсталых районах, сохранивших мощные пласты средневековой культуры (северные губернии в России, Бретань и Прованс во Франции, Тироль в Австрии).
С середины XIX в. вслед за признанием ценности словесного народного творчества в ряде стран возникает интерес и к народному декоративному искусству. С этого времени эстетика народного творчества всё более влияет на профессиональную архитектуру, изобразительное и декоративное искусство. Начинается собирание коллекций народного творчества, общественные организации и меценатские кружки возрождают ряд угасавших промыслов и организуют новые. Особый размах эта деятельность приобретает на рубеже XIX и XX вв. с распространением стиля "модерн" и связанных с ним национально-романтических течений. Однако, навязывая народным мастерам решения станкового типа, художники и теоретики "модерна" зачастую проявляли непонимание специфики народного творчества. Сходные ошибки совершались и позже (в том числе в советской практике 30-50-х гг.); в ряде капиталистических стран, напротив, делались попытки приблизить народную скульптуру и орнамент к абстрактному искусству.
Произведения современного народного творчества носят в основном характер декоративных изделий и сувениров, образно свидетельствующих о своеобразии народной культуры той или иной местности; благодаря своему явно рукодельному виду они наделяют чертами национальными традиции и непосредственной человечности среду, созданную в основном стандартизованными промышленными средствами. Народные художественные ремёсла играют важную роль в экономике развивающихся стран. Во многих странах (прежде всего в СССР и других социалистических государствах) изыскиваются средства для охраны народных промыслов и их художественного своеобразия, деятельность народных мастеров поощряется с помощью конкурсов и выставок, профессионально- технические школы и училища готовят художников и исполнителей. При участии научно-исследовательских институтов и музеев тщательно изучаются традиции и собираются образцы народного творчества. Неослабевающее влияние оказывает народное творчество на художественную промышленность, помогая найти наиболее выразительные формы и декор бытовой вещи. В СССР возрождён ряд заглохших народных промыслов, многие получили новое развитие и связанную с советской жизнью ориентацию. В многообразных видах и жанрах советского народного творчества бережное сохранение народных традиций сочетается с широтой интересов и активным восприятием советской действительности.
Лит.: ИРИ, т. 4, 7, 8 (кн. 2), 9 (кн. 2), 10 (кн. 2), 11-13, М., 1959-69; Т. М. Разина, Русское народное творчество, [М., 1970]; В. С. Воронов, О крестьянском искусстве. Избранные труды, М., [1972]; М. А. Некрасова, Народное искусство как часть культуры, М., 1983; Art populaire. Travaux artistiques et scientifiques du 1-r Congrиs International des arts populaires, йd. H. Focillon, v. 1-2, P., [1931]; Spiess К. von, Bauernkunst, ihre Art und ihr Sinn, [3 Aufl.], B., 1943; Toschi P., Saggi sull'arte popolare, Roma, [1944]; Bossert H. Th., Peasant art of Europe and Asia, N. Y., 1959. См. также литературу при статье Народные художественные промыслы.