Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Направление и стиль в изобразительном искусстве.



Социалистический реализм

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Социалистический реализм

Социалистический реализм, творческий метод литературы и искусства, представляющий собой эстетическое выражение социалистически осознанной концепции мира и человека, обусловленной эпохой борьбы за установление и созидание социалистического общества. Изображение жизни в свете идеалов социализма обусловливает и содержание, и основные художественные структурные принципы искусства социалистического реализма. Его возникновение связано с распространением социалистических идей и развитием во многих странах революционного рабочего движения. Первые произведения литературы и искусства, революционно- пролетарские по своей направленности, относятся к середине - второй половине XIX в. ("Интернационал" Э. Потье, графика Т. Стейнлена во Франции, живопись Н. А. Касаткина в России и др.). Развивая гуманистические и реалистические традиции предшествующего искусства на основе нового социалистического содержания, социалистический реализм представляет собой новый тип художественного сознания. Его новизна связана с тем вкладом, который внёс марксизм-ленинизм в материалистическую философию - утверждением роли революционно-преобразующей деятельности, что послужило истоком идеи правдивого изображения действительности в её революционном развитии. Основой метода социалистического реализма служит также революционно-действенный социалистический гуманизм, что составляет важнейшую и универсальную отличительную особенность социалистического реализма.
Мысль Ф. Энгельса о необходимости большой идейной глубины художественного творчества (К. Маркс и Ф. Энгельс, Соч., 2 издание, т. 29, с. 492) получила развитие в принципе партийности литературы и искусства, сформулированном В. И. Лениным и требующем соединения глубины объективного познания с субъективной творческой активностью художника. Открытая партийность искусства в период становления социализма создаёт, по выражению Ленина, основу для подлинной, а не мнимой творческой свободы, для расцвета многообразных творческих дарований и художественных явлений. Наряду с партийностью, важнейшим свойством социалистического реализма является его народность, выражающая связь искусства с народом, обусловленность художественных явлений жизнью и социальной борьбой, идеалами, чувствами, интересами и устремлениями широких народных масс.
Художественное новаторство социалис- тического реализма сказалось уже на ранних этапах его развития. С пролетарской литературой (прежде всего, творчеством М. Горького) и искусством конца XIX - начала XX вв. в искусство вошло отражение борьбы старого и нового мира, тема становления человека - борца и созидателя нового общества. Это определило характер нового эстетического идеала и его исторический оптимизм - раскрытие социальных коллизий современности в перспективе общественно-революционного развития. Для социалистического реализма характерны произведения, отображающие героику революционной борьбы и её деятелей, ведущих за собой народные массы (картины Б. В. Иогансона, А. А. Дейнеки, пластика Н. А. Андреева, В. И. Мухиной, И. Д. Шадра и др.). Изображение жизни широких масс сочеталось с обрисовкой ярко индивидуальных характеров, представляющих эти массы, народной эпичностью в изображении жизненных событий. В 1920-х гг. под влиянием революционного рабочего движения и воздействием развивающейся советской художественной культуры сформировались социалистические литературные и художественные течения во многих зарубежных странах - Болгарии. Германии, Польше, Франции. Чехословакии и др. Всё большее число художников обращалось к жизни и борьбе пролетариата (К. Кольвиц в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Д. Деркович в Венгрии и др.). Рост антифашистского движения в 30-х - начале 40-х гг. вызвал новое расширение международного фронта революционной пролетарской литературы и искусства. Ведущую роль в процессе укрепления прогрессивного демократического искусства, стоящего на позициях социализма, сыграли советская литература и искусство. Само понятие социалистического реализма, как новой по отношению к критическому реализму XIX в. формы реализма, обусловленной как новизной жизненного процесса, так и социалистическим миропониманием деятелей литературы и искусства, было определено в 1934 на Первом Всесоюзном съезде советских писателей М. Горьким: "Социалистический реализм утверждает бытие как деяние, как творчество, цель которого - непрерывное развитие ценнейших индивидуальных способностей человека ради победы его над силами природы, ради его здоровья и долголетия, ради великого счастья жить на земле" (Первый Всесоюзный съезд советских писателей. Стенографический отчёт, 1934, с. 17). В 30-е гг. социалистический реализм окончательно утвердился как основополагающий, магистральный творческий метод советского многонационального искусства.
После окончания Второй мировой войны 1939-45 и образования мировой социалистической системы позиции социалистического реализма как авангарда художественного прогресса ещё более утвердились. Обретя международное значение, социалистический реализм раскрыл себя в исключительном многообразии и ярком национальном своеобразии форм. Как ранее, так и на современном этапе социалистический реализм не представляет собой нечто раз навсегда данное; его особенности и стилистические этапы в различных странах разнообразны и зависят как от конкретных социально-исторических условий, так и от исторически сложившихся национальных художественных вкусов и традиций. Социалистический реализм - постоянно изменяющееся и в то же время внутренне единое художественное явление, принципиально отличное и от бескрылого натурализма и догматического академизма, и от модернистского формотворчества. Социалистический реализм охватывает ныне многонациональный опыт искусства стран социализма, революционного искусства буржуазного Запада и развивающихся стран, складывающегося в обстановке сложного противоборства различных тенденций. Исторический опыт развития мирового социалистического искусства говорит о том, что социалистический реализм представляет собой не узкий, замкнутый в рамках одного или даже нескольких способов изображения творческий метод, а исторически открытую систему форм художественного творчества, основанную на достоверном и эстетически правдивом изображении жизни, вбирающую в себя все новые, подлинно художественные достижения человечества. Именно поэтому, сохраняя принципиальную идейно-художественную общность, столь ярки и своеобразны произведения Т. Салахова и Е. Е. Моисеенко, М. А. Савицкого и И. Зариня, Г. Йокубониса и Э. Д. Амашукели, И. Клычева и Л. А. Мууги. Печать яркого национального и неповторимого индивид своеобразия несут на себе многие работы Ф. Кремера, В. Вомаки и Р. Бергандера  - в ГДР, К. Бабы и А. Чукуренку  - в Румынии, Ф. Коварского, К. Дуниковского, Т. Кулисевича  - в Польше, Э. Домановского, Е. Кереньи и И. Кишша  - в Венгрии, К. Покорни, М. Швабинского  - в Чехословакии, С. Русева, И. Петрова  - в Болгарии и многих других.

Лит.: К. Маркс и Ф. Энгельс, Об искусстве, 4 изд., т. 1-2, М., 1983; В. И. Ленин, О литературе и искусстве, 6 изд., М., 197Э; М. Горький, О литературе, М., 1961; С. М. Петров, Возникновение и формирование социалистического реализма, М., 1970; Проблемы художественной формы социалистического реализма, Сборник статей, т. 1-2, М., 1971; Ю. А. Лукин, Ленин и теория социалистического искусства, М., 1973; Д. Ф. Марков, Проблемы теории социалистического реализма, М., 1975; Проблемы социалистического реализма. [Сборник статей], М., 1975; В. В. Ванслов, О реализме социалистической эпохи, М., 1982.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Направления | Стили

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 33 гостя и пользователей