Эстонская Советская Социалистическая Республика
- Просмотров: 27250
Эстонская Советская Социалистическая Республика
Эстонская Советская Социалистическая Республика, Эстония. Расположена на северо-западе Европейской части СССР. Древнейшие сооружения на территории Эстонии, - хижины, покрытые дёрном или берёстой по коническому жердевому каркасу, относятся к 3-2-му тысячелетию до н. э. В 1-м тысячелетии до н. э. появились укрепленные городища и наземные захоронения ("каменные ящики"), а в начале 1-го тысячелетия н. э. - деревни (в качестве жилища служил сруб). Во второй половине 1-го - начале 2-го тысячелетия были построены обширные городища (Вальяла, Варбола - оба XI-XII вв.), возникли первые поселения городского типа (Тарту, Таллин, Отепя).
Вторжение на территорию Эстонии немцев и датчан в XIII в. вызвало перелом в развитии архитектуры. Мастера, главным образом выходцы из Германии и Скандинавии, возводили крепости и церкви, имевшие оборонительный характер. Распространились мотивы позднего романского стиля (церковь в Вальяла, XIII в.), с середины XIII в. они стали сочетаться с формами ранней готики. В XIII-XIV вв. сложились самостоятельные архитектурные школы: в Западной Эстонии и на островах преобладающим типом была однонефная церковь без башни, с высокими нервюрными сводами, узкими окнами, пластически акцентированными порталами и скульптурным убранством; в Центральной Эстонии господствовал тип трехнефной зальной церкви с башней, безнервюрными "купольными" сводами, круглыми столбами с резными капителями; в Южной Эстонии - преимущественно кирпичные трехнефные зальные церкви без башни, с нервюрными сводами. Крупнейшая готическая постройка Эстонии - базиликальный собор Петра и Павла в Тарту (XIII-XV вв., ныне в развалинах) с хором зального типа и двубашенным фасадом. Образцом позднеготического зодчества Северной Эстонии стала архитектура Таллина. В XIII-XVI вв. в Таллине сооружались церкви: Домская, Пюхавайму, Олевисте, Нигулисте; готические гражданские здания: ратуша (1404), гильдия Олевисте (XV в.) и Большая гильдия (XV в.), ансамбли монастырей: Катарийна (доминиканский монастырь св. Екатерины; XIII-XVI вв.), Михкли (цистерцианский св. Михаила; XIII-XVI вв.) и Пирита (св. Бригитты; XV-XVI вв.); 2-3-этажные дома горожан с фасадами, украшенными резными порталами. В XIV в. таллинские мастера строили на всей территории Северной Эстонии. В период готики в Эстонии было сооружено более 50 каменных крепостей различных типов: нерегулярно, связанные с рельефом (Отепя, Лихула) жилые башни-донжоны (Пайде, Кийу), регулярные замки-кастеллы (Таллин, Хаапсалу, Вильянди, Курессааре, Нарва). В сельской местности монастыри (Кяркна, Падизе), а также часть церквей (Вальяла, Кихельконна, Нью, Йыхви) имели крепостной характер. Шесть городов были защищены каменными стенами и укрепленными воротами (Таллин, Тарту, Нарва, Пярну, Вильянди, Хаапсалу).
В первой четверти XVI в. появились ренессансные тенденции, главным образом в орнаментике и архитектурном декоре (фасад дома Черноголовых в Таллине, скульптор А. Пассер, около 1597). В XVII в. в Эстонию проникает барокко (ратуша в Нарве, 1668-71, архитектор Г. Тейфель). После присоединения к России в XVIII в. архитектура Эстонии развивается в тесной связи с русской. В Таллине были построены дворец и парк Кадриорг (1718-25, архитектор Н. Микетти, М. Г. Земцов), здание губернского управления (1767-73, архитектор И. Шульц). В конце XVIII в. утвердился ранний классицизм, сохранивший отдельные черты барокко. В первой воловине XIX в. созданы комплекс построек университета в Тарту (главное здание - 1803-09, архитектор И. В. Краузе), ряд усадебных домов (Рийзипере, Хыреда, Ааспере).
Во второй половине XIX - начале XX вв. в городах выросли крупные промышленные комплексы с рабочими посёлками (Кренгольмская мануфактура в Нарве и др.), сложилось национально-романтическое направление, связанное со стилем "модерн" (театры, клубы, жилые дома). В 20-30-х гг. архитектура во многом определялась чертами функционализма (жилые и общественные здания). С восстановлением Советской власти в 1940 и особенно после изгнания фашистских оккупантов в 1944 начались разработка генеральных планов, восстановление и застройка городов. В 1945 был основан СА Эстонской ССР. С середины 50-х гг. утверждаются современные принципы градостроительства (генеральный план Таллина), ведётся массовое строительство домов по типовым проектам. Застраиваются новые районы в Таллине (Мустамяэ, с 1961, архитекторы В. Типпель, Т. Каллас и др.; Вяйке-Ыйсмяэ, с 1972, Ласнамяэ, с 1977, - оба архитекторы М. Порт, М. Меэлак и др.), Тарту (Анне, с 1965, архитекторы Порт, Меэлак и др.). В 70-х гг. формируется новый облик села, который определяется рациональной планировкой жилой застройки из благоустроенных домов (посёлки Винни, Саку, Куртна и др., архитекторы Б. Миров, В. Пормейстер и другие). Новаторские принципы проектирования проявились в ансамбле Певческого поля (1960, архитекторы А. Котли, X. Сепманн, X. Сепп, У. Тэльпус, инженер Э. Паальманн), Политехнического института (1962-69, архитекторы Тэльпус и др.), гостиниц "Виру" (1972, архитекторы Порт, Сепманн и др.) и "Олимпия" (1980, архитекторы Т. Каллас, Р. Керстен и др.), Центра парусного спорта в Пирита (1980, архитекторы X. Лоовеэр, Сепманн, П. Янес и др.), Дворца культуры и спорта имени В. И. Ленина (1980, архитекторы Р. Карп, Р. Алтмяэ; все - в Таллине), в сельских зданиях (птицеводческая станция в Куртна, 1966, техникум в Янеда, 1974, - оба архитектор Пормейстер; административное здание колхоза "Линда", 1972, архитектор Т. Рейн; посёлок рыболовецкого колхоза имени С. М. Кирова, 1974, архитектор А. Эйги и др.).
Древнейшие памятники искусства (глиняная посуда, керамика, изделия из кости) относятся к 3-2-му тысячелетию до н. э., в 1-м тысячелетии распространились орнаментированные метал- лические украшения (подковообразные фибулы, нагрудные цепи и пр.). Позднероманский стиль и готика часто проявлялись в декоре церквей XIII в. (особое место в готической скульптуре Эстонии занимает богатый терракотовый декор церкви Яани, XIV в., в Тарту, созданный под отдалённым влиянием французской готики). Позднеготическая каменная резьба была характерна для Таллина (рельефы порталов); деревянная скульптура в XIII-XV вв. связана в основном с работами приезжих мастеров из Любека и Нидерландов (алтарь церкви Пюхавайму в Таллине, немецкий скульптор Б. Нотке, 1483). В скульптуре XVI-XVII вв. преобладала мемориальная пластика (надгробие Понтуса де ла Гарди в Домской церкви в Таллине, 1589-95, скульптор Пассер); в XVI-XVIII вв. резьбой по дереву украшали мебель, алтари, кафедры. Ранние образцы живописи относятся к XIII-XIV вв. (фрагменты стенных росписей в церквах Вальяла, Муху и др.). В XV в. были исполнены живописные створки алтарей в церквах Нигулисте и Пюхавайму, фрагмент "Пляски смерти" Б. Нотке (Художественный музей Эстонской ССР, Таллин); в первой четверти XVI в. в Таллине создавал свои произведения известный нидерландский скульптор и живописец Михель Зиттов, долгое время работавший при королевских дворах Франции, Испании и других стран.
Широкое развитие изобразительного искусства относится к началу XIX в., когда под руководством графика К. А. Зенфа была основана Рисовальная школа при Тартуском университете (1803), давшая толчок становлению пейзажа и портрета - преимущественно в духе классицизма (А. Ф. Клара, В. Ф. Крюгер, Ф. Л. Майдель, а также Г. Ф. Шлатер, Т. Гельхаар, А. Пецольд, К. Кюгельген). Основоположниками национальной реалистической художественной школы во второй половине XIX в. были живописцы Й. Кёлер, П. Рауд, скульпторы А. Вейценберг, А. Адамсон. В начале XX в. реалистическая традиция получила дальнейшее развитие в творчестве А. Лайкмаа, К. Мяги, Н. Трийка, Я. Коорта, К. Рауда. Укреплялось стремление к созданию самостоятельной системы художественного образования, к организации национальных художественных объединений и выставок. Во время Революции 1905-07 распространилась политическая сатирическая графика. В 20-х гг. развитию национального изобразительного искусства способствовала деятельность художественной школы "Паллас" в Тарту (А. Ваббе в живописи и графике, Э. Вийральт в графике, А. Старкопф в скульптуре). В 30-х гг. ведущая роль принадлежала реалистическому направлению (А. Йохани, К. Лийманд, А. Бах-Лийманд, X. Мугасто).
С восстановлением в Эстонии Советской власти (1940) начался новый этап развития искусства на основе принципов социалистического реализма. В период Великой Отечественной войны 1941-45 группа эстонских мастеров изобразительного искусства основала в Ярославле Союз эстонских художников (1943); в их творчестве отразился патриотический подъем военных лет. В живописи второй половины 40-х - начала 50-х гг. метод социалистического реализма утверждается в тематических картинах (И. Кимм, В. Лойк, Л. Мууга, Э. Окас) и в произведениях других жанров (Э.-К. Я. Адамсон-Эрик, И. Выэрахансу, Р. Сагритс, Р. Уутмаа, А. Янзен). Многообразие творческих манер раскрывается в станковой и монументальной живописи (А. Варди, Т. Винт, Э. Китс, Н. Кормашов, О. Маран, Л. Микко, Э. Пыльдроос, Т. Пяэсуке, О. Терри, О. Субби и др.), в скульптуре (А. Мёльдер, М. Микоф, Э. Роос, Я. Соанс, Старкопф и др.). Создаются мемориальные ансамбли (архитектор А. Мурдмаа, скульптор М. Варик). Больших успехов достигла графика: в 40-50-х гг. были развиты жанры портрета (А. Бах-Лийманд, Э. Эйнманн), бытовой (Р. Кальо, Окас, А. Хойдре), пейзажа (М. Лаарман, Г. Рейндорф); в 60-70-х гг. ведущими мастерами графики стали А. Кеэренд, К. Клар, А. Кютт, М. Мутсу, В. Толли, И. Торн, П. Улас, X. Ээльма, книжного оформления - X. Керсна, С. Лийберг, П. Лухтейн, В. Тоотс, М. Эйнер.
В декоративно-прикладном искусстве плодотворно развиваются художественная обработка кожи (Адамсон-Эрик, С. Калда, А. Рейндорф), художественный текстиль и ковроткачество (М. Адамсон, Э. Реэметс, М. Томберг, Э. Ханзен, Л. Эрм), работа по металлу (Э. Куррель, X. Раадик, С. Раунам, М. Ряэк), по стеклу (Э. Мяэльт, С. Раудвеэ, М. Роосма), керамика (Л. Кормашова, X. Кума, Т. Ласс, Э. Пийпуу, С. Сымер и др.). Высокого уровня достигло оформление общественных интерьеров (В. Аси, Т. Ганс, М. Сумматавет, В. Тамм, Б. Томберг и др.).
Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981; ВИА, т. 4, 7, 12 (кн. 1), Л.-М., 1966-75: ИИН СССР, т. 1-9 (кн. 2), М., 1971-84; Б. Бернштейн, Л. Генс, Изобразительное искусство Эстонской ССР. [Альбом], М., 1957; Кума X., Прикладное искусство Советской Эстонии и его мастера, Л.-М., 1962; Б. Бернштейн, Эстонская графика, М., 1970; В. Раам, Архитектурные памятники Эстонии, Л., 1974; В. Я. Вага, Памятники архитектуры Эстонии, Л., 1980; Эстонская живопись. Альбом, Тал., 1982; М. Порт, Архитектура в Советской Эстонии, пер. с эст., Тал., 1983; Eesti kunsti ajalugu, I-II, Tallinn, 1970-77; Eesti kunsti sidemaid XX sajandi algupoolelt, Tallinn, 1978.