Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Шри-Ланка

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Шри-Ланка, государство на одноименном острове в Индийском океане

Шри-Ланка, Республика Шри-Ланка, государство на одноименном острове (бывший Цейлон) в Индийском океане, у южной оконечности полуострова Индостан. Художественная культура Шри-Ланки восходит к палеолиту и неолиту (дольмены, жертвенники, наскальные рисунки). Период подъёма сингальской культуры древнего периода (III в. до н. э. - VIII в. н. э.) связан с Анурадхалурой, эпоха расцвета культуры раннего средневековья (VIII-XIII вв.) - с Полоннарувой. Для сингальской архитектуры характерны устойчивость типов, восходящих к индо-буддийским образцам, простота и ясность композиции, благородная сдержанность декора. Буддийский монастырь (вихара), сходный с индийским, превосходил его масштабами, разнообразием типов построек: ступа (дагоба или дагаба), дом дерева Бодхи (бодхигхара), дом останков и его разновидности - круглый храм (ватада-гe) и дом реликвий (хетада-ге) и др. В результате завоеваний острова тамилами (из Южной Индии) возводились индуистские храмы. Изобразительное искусство, связанное с индийскими художественными школами, представлено монументальной каменной буддийской пластикой (в том числе гигантскими скальными статуями комплекса Галвихара), отличающейся сдержанностью образа и лаконизмом форм, металлическими статуэтками божеств, а также светской скульптурой (горельеф "Влюблённые" в Анурадхапуре, V-VII вв.; статуи светских исторических личностей), знаменитыми фресками на скале Сигирия. При колониальном режиме (с XVI в.) сингальская культура переживала упадок, распространялись европейские влияния. В период английского колониального господства (первая половина XVIII в. - 1948) в архитектуре преобладали формы английского классицизма, станковое искусство развивалось в духе английского академизма. Первым художественным объединением было "Цейлонское общество искусства" (с 1888; А. К. Г. Амарасекара С., Т. Раджапакше, Дж. Д. А. Перера и др.). В первой половине XX в. в связи с освободительным движением сложилось художественное объединение "Группа 43", члены которого (X. Пиерис, Дж. Кит, Дж. Дераниягала и др.) сочетали народные и мифологические сюжеты с приёмами европейского современного искусства. С обретением независимости (1948) в строительстве наряду с достижениями мирового зодчества используется и опыт национальной архитектуры. Возросшее стремление к созданию национального художественного стиля привело к организации в 1950 "Общества национального искусства"; его члены (Б. Л. А. Мендис, К. С. Виджая, Г. В. Д. Хейянтхудува и др.) правдиво изображали пышную природу острова, сцены труда, используя традиции средневековой стенописи. Возродились и развились древние виды художественного ремесла: ткачество, резьба по дереву (архитектурные детали, маски), обработка металла (насечка, чеканка) и драгоценных камней, изящная резьба по слоновой кости, изготовление лаковых изделий.

Лит.: ИСиНМ, т. 5, М., 1981.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 82 гостя и пользователей