Согд
- Просмотров: 26595
Согд, историческая область в долинах р. Зеравшан и Кашкадарья
Согд, Сугуд, Согдиана, историческая область в долинах р. Зеравшан и Кашкадарья (ныне на территории Таджикской ССР и Узбекской ССР). В памятниках художественной культуры Согда наблюдается постоянное взаимодействие искусства земледельческих оазисов и кочевой степи. В VI-IV вв. до н. э. Согд был подвластен державе Ахеменидов (см. Иран). Завоевания Александра Македонского и образование эллинистических монархий способствовало в IV-II вв. до н. э. соприкосновению культуры Согда с эллинистическим искусством. С проникновением буддизма (первая половина 1-го тысячелетия н. э.) на культуру Согда некоторое влияние оказало искусство Кушанского царства. Крепостная архитектура древнего Согда (Еркурган, Афрасиаб, см. Самарканд) близка зодчеству Бактрии. Из культовых построек известен храм в Еркургане (айван перед святилищем). Изобразительное искусство представлено монументальной скульптурой (глина и ганч с окраской), тяготеющей к образцам поздней Гандхары, и настенными росписями (Еркурган). Мелкая пластика (штампованные терракотовые статуэтки из Афрасиаба и Тали-Барзу, II в. до н. э. - IV в. н. э.) показывает как проникновение эллинистических художественных принципов, так и формирование локального стиля (иератизм образов, застылость поз, передача этнического типа). В керамике с III в. до н. э. засвидетельствовано подражание некоторым формам древнегреческой посуды. Художественные памятники раннесредневекового Согда свидетельствуют о его связях с Ираном, Византией, Индией. Восточным Туркестаном. Укреплённые города включают цитадель, городское ядро - шахристан (в Пенджикенте, Пайкенде, Афрасиабе расчленён внутренней стеной), иногда пригород. Преобладала сплошная квартальная застройка двухэтажными многокомнатными домами. Дворцы и дома знати имели парадные залы с плоскими балочными перекрытиями, сводчатые вестибюли и портики, украшенные росписями, резьбой, деревянной и глиняной скульптурой. Храмам (Пенджикент), типологически близким храму в Сурхкотале, присуща сложная пространственная планировка. В сельской местности в V-VII вв. строились двухэтажные укреплённые усадьбы с обводным коридором и угловыми башнями (Аул-Тепе, Кафыр-Кала, Фильмандар), в VII-VIII вв. - замки на высоком глиняном основании-стилобате с мощными стенами. Изобразительное искусство раннесредневекового Согда развивалось в синтезе с архитектурой, Для живописи (настенные росписи клеевыми красками) характерны полихромные многоярусные фризовые композиции на интенсивном одноцветном фоне (красном, синем, жёлтом), выразительный динамический рисунок, повествовательная трактовка сюжета (культовые сцены, изображения пиров, охоты, процессий, бегущих зверей, иллюстрации к эпосу, басням, орнаментальные фризы; Пенджикент, Варахша, Афрасиаб); некоторое влияние на её развитие (возможно, благодаря посреднической роли Эфталитского царства) оказало искусство Индии и сасанидского Ирана. В резьбе по стуку (Варахша) и дереву (Пенджикент) прослеживаются индийские элементы, в раскрашенной глиняной скульптуре (Пенджикент) - реминисценции эллинисти- ческого искусства. Для терракот Согда характерны серии статуэток, штампованные по нескольким образцам (в VI в. - образки с божествами, в VII в. - фигурки всадников). Торевтика V-VI вв. напоминает ахеменидские прототипы (орнаментальные композиции); в VII в. на серебряных сосудах появляются изображения животных. Керамику второй половины VII-VIII вв. отличает подражание серебряной посуде. В развитии шёлкоткачества Согда отразились связи с искусством Ирана, Византии и отчасти Китая. Влияние искусства Согда проявилось в культуре степных племён и в средневековом искусстве Средней Азии.
Лит.: ИСиНМ, т. 4, М., 1978.