Македония
- Просмотров: 27737
Македония, на юго-востоке Европы
Македония (Македониjа), Социалистическая Республика Македония. В составе Югославии. Расположена на юго-востоке страны, в бассейне реки Вардар. На территории Социалистической Республики Македония обнаружены остатки жилищ и керамика (сосуды, модели домов, фигурки людей и животных) неолита и бронзового века, остатки круговых поселений, каменных и глинобитных домов, укреплений, выложенных насухо из неотёсанного камня; памятники искусства иллирийцев (в том числе близкие древнегреческой архаике золотые маски и др. из Требениште близ Охрида, VI в. до н. э.). Из поселений со II в. до н. э. формировались города (Стоби, Скупи близ Скопье, Гераклея близ Битолы), существовавшие до ранневизантийского времени (сохранились руины дворцов, базилик, мозаик и фресок, произведений скульптуры). В VI - начале VII вв. появляются художественные памятники древних славян, заселивших территорию Социалистической Республики Македония. К VI в. относятся остатки циклопических оборонительных стен Скопье, к XI в. - обширного замка болгарского царя Самуила близ Охрида, крепости в Струмице. Характер средневековой архитектуры определялся влиянием зодчества Византии. Ранний тип культовой архитектуры на территории Социалистической Республики Македония - трехнефная базилика с куполом и хорами, иногда с трансептом (базилика св. Софии в Охриде, около 1037-50). В XII-XIV вв. утвердился тип крестово-купольного храма с одним (церкви св. Климента в Охриде, 1295, и св. Михаила и Гавриила в Лесново, 1341) или пятью (церковь св. Пантелеймона в Нерези, 1164) куполами. С конца XIII в. фасады церквей часто украшались нарядной узорной кладкой из камня и кирпича. Строились и однонефные сводчатые церкви. В эпоху турецкого владычества (с 1389) в городах сооружались мечети, минареты, бани, постоялые дворы, башнеобразные укрепленные жилища ("кулы"). В XVIII-XIX вв. возникли живописные ансамбли монастырей, сложились своеобразные формы народного зодчества: одноэтажные и двухэтажные дома с навесом-галереей, дома с комнатами, симметрично расположенными вокруг сеней, и с изолированным от улицы двором. Для городов характерны двух-, трехэтажные дома с эркерами, лоджиями или балконами. Своеобразны крытые черепицей и гладко оштукатуренные дома Охрида с нависающим деревянным каркасным верхним этажом.
В средневековом изобразительном искусстве важную роль играли фресковые росписи, носившие самобытный характер; период их расцвета относится к XI-XIV вв. Фрескам середины XI в. (в храме св. Софии в Охриде) присущи суровая одухотворённость и героика, мерность ритма, насыщенность цвета. Страстность и яркая драматичность отличает стенописи XII в. (в церкви св. Пантелеймона в Нерези, 1164), выполненные смелыми, широкими мазками. Фрески конца XIII-XIV вв., утрачивая монументальность и эмоциональную силу, становятся менее каноничными в выборе сюжетов и мотивов (подчас жанровых), обогащаются действием, живой естественностью сцен, обилием многообразных персонажей (фрески мастеров Михаила и Евтихия в церквах св. Климента в Охриде, после 1295, и св. Георгия в Старо-Нагоричане, 1317-18). С именами Михаила и Евтихия связывается также группа икон XIII-XIV вв. в Охриде. О сравнительной свободе и самостоятельности иконописи Македонии свидетельствует возникший здесь тип "богородицы Пелагонитисы" с играющим младенцем. Фрески в церквах св. Михаила и Гавриила в Лесново (около 1349), Богоматери в Матейче (около 1355) с их сюжетной занимательностью и грубоватой выразительностью послужили образцом для живописи последующих столетий. В эпоху османского владычества развитие культуры замедлилось. Лишь во второй половине XVIII в. под влиянием Западной Европы и России живопись понемногу начала отходить от старых канонов (семья Фрчкоски). Живописцы Дж. Зографски и Д. Андонов (конец XIX - начало XX вв.) включают в церковную живопись фольклорные и сатирические мотивы, создают патриотические композиции, портреты, пейзажи, сцены народной жизни. Высокого уровня достигла средневековая резьба по дереву, носившая ярко фольклорный характер (резные двери из церкви св. Николы Болничкого в Охриде, XII-XIII вв., с плетёными узорами, фигурами святых и воинов, изображениями зверей). В XVII-XIX вв. переживало расцвет искусство глубокой и ажурной резьбы с сочными растительными узорами и реалистическими фигурками животных и людей (в том числе автопортретами резчиков). Резьбой на иконостасах и потолках славился г. Дебар. Венецианское и греческое влияния, элементы барокко и рококо уживались здесь с чертами наивного гротеска.
В конце XIX - начале XX вв. в крупных городах (Скопье, Битоле) появились отдельные постройки в духе европейской эклектической архитектуры, однако облик городов изменился мало. После установления народно- демократического строя в 1945 развернулась реконструкция городов и сёл, построены с применением сборного железобетона крупные промышленные сооружения, новые жилые районы. В Скопье после землетрясения 1963 на основе проекта японского архитектора Тангэ Кэндзо восстанавливается центр города (сооружены Исторический архив, Македонский народный театр, Македонская академия наук и искусств и др.), на индустриальной основе с помощью других югославских республик и СССР возводятся новые современные жилые районы. В постройках 70-80-х гг. творчески используются традиции народной архитектуры (универмаг "Мост" в Скопье и др.).
Предпосылки для развития современного изобразительного искусства были созданы в 20-30-х гг. живописцами Л. Личеноски, Н. Мартиноски и другими, писавшими в свободной декоративной манере национальные пейзажи, сцены народной жизни, портреты и натюрморты, а также первыми профессиональными скульпторами (Д. Тодоровски, П. Хаджи-Бошков и др.). В изобразительном искусстве Македонии преобладает реалистическое направление (живописцы Д. Протуджер, П. Мазев, Р. Анастасов и др., скульпторы Б. Митричевски и др.). Его традиции в 60-80-х гг. часто сочетаются с поисками новой пластической выразительности (живописцы Д. Кондовски, Г. Чемерски, С. Шемов, Т. Шияк, график Д. Перчинков, скульптор С. Маневски). Среди памятников в честь павших в годы борьбы с фашизмом выделяется мемориальный комплекс в Прилепе (60-е гг., сербский архитектор Б. Богданович).
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965. См. также литературу при статье Югославия.