Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Литовская Советская Социалистическая Республика

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Литовская Советская Социалистическая Республика

Литовская Советская Социалистическая Республика, Литва. Расположена на западе Европейской части СССР. Первые памятником искусства на территории Литвы относятся к эпохе неолита (4-е - середина 2-го тысячелетия до н. э.): фигурки из янтаря, керамические сосуды с ямочно-зубчатым, а с начала 2-го тысячелетия до н. э. - со шнуровым орнаментом. В бронзовом веке (середина 2-го - середина 1-го тысячелетия до н. э.) распространились круглые, овальные в плане жилища с открытым очагом и стенами из вертикально стоящих жердей с глиняной обмазкой; появились украшения из бронзы (булавки со спиралевидными головками). В начале нашей эры возникли срубные, прямоугольные в плане постройки и укреплённые поселения родовых общин - пилякальнисы (V-VIII вв.), защищённые рвами, валами и частоколом из брёвен. В погребениях этого времени обнаружены металлические шейные гривны, фибулы и височные кольца. В 1-м тысячелетии н. э. появились украшения, разнообразные по формам (из янтаря, бронзы, а с III-IV вв. - из серебра), с геометрическим и растительным орнаментом.

Архитектура. В эпоху становления феодализма (IX-XII вв.) многие пилякальнисы превратились в деревянные замки феодалов. Жилые постройки XII-XIV вв. были деревянными срубными, четырехугольными в плане, с открытыми очагами или глиняными печами. В период борьбы с агрессией Тевтонского ордена строились многочисленные замки - деревянные (в Кярнаве) и каменные (в Каунасе). В XIV в. воздвигались крупные оборонительные комплексы, состоявшие из нескольких замков (замки в Тракае). Раннее каменное зодчество было подчинено оборонительным целям; господствовали тяжёлые массивы стен, прорезанные проёмами со стрельчатыми арками (Верхний замок в Вильнюсе, XIV-XV вв.). Городская застройка была преимущественно деревянной, с XIV в. возводились кирпичные общественные, а иногда и жилые здания. Некоторые города были окружены каменными стенами, построенными сравнительно поздно (остатки городских стен с воротами Аушрос в Вильнюсе, начало XVI в.). Для ранней готики (XIV - первая половина XV вв.) характерны храмы с высокими двускатными крышами и треугольными фронтонами, с редкими оконными проёмами в массивных стенах, укреплённых контрфорсами, перекрытые нервюрными крестовыми сводами (церковь Витауто в Каунасе). В конце XV-XVI вв. культовые постройки поздней готики становились менее грузными; нарядный декор из фасонного кирпича украшал фасады (церковь Онос в Вильнюсе). Самобытны деревянные костёлы и колокольни, близкие народному зодчеству Литвы.

В XVI в. литовское искусство приобщилось к художественной культуре Возрождения, существовавшей в Литве наряду с готикой, а в первой половине XVII в. - с ранним барокко. Некоторые города приобрели регулярную планировку (Биржай, Вирбалис и др.). В гражданском строительстве готические планы построек часто сочетались с декором в духе Возрождения. Иногда дома завершались высокими аттиками (бывший дом капитула в Вильнюсе, XVI в.). Большинство феодальных замков сохраняло средневековый оборонительный характер (замок в Витенай, начало XVII в.). Строились также замки, в которых посреди крепости с бастионами и валами располагался дворец (замок Радвилу в Биржае, конец XVI - начало XVII вв.). Торцовые фасады ренессансных церквей завершались фронтонами, по углам часто помещались круглые лестничные башни, иногда одна большая башня располагалась на западном фасаде (церковь Пятро ир Повило в Шяуляе, 1595-1625). В XVII-XVIII вв. сооружались пышные католические церкви и дворцы в стиле барокко. Многие раннебарочные (1600-50) литовские храмы следовали схеме римской церкви Иль Джезу, но имели традиционный для Литвы двухбашенный фасад (церковь Казимеро в Вильнюсе, архитектор Й. Праховичюс). В период зрелого барокко (1650-90) интерьеры наиболее значительных литовских церквей украшались пышным лепным декором (церковь Пятро ир Повило в Вильнюсе) и росписями. Для позднего барокко (1690-1790) характерны базилики с двумя башнями на фасаде, в украшении которого использовались ордерные мотивы (церковь Котринос в Вильнюсе, фасады - 1744, архитектор И. К. Глаубиц). Дворцы магнатов второй половины XVII в. имели обычно симметричную планировку (дворец Слушку в Вильнюсе).

В конце XVIII - первой половине XIX вв. распространились принципы классицизма, ярко проявившиеся в строгих по формам постройках Л. Стуоки-Гуцявичюса (кафедральный собор и ратуша в Вильнюсе). Под влиянием градостроительных идей русского классицизма были разработаны и частично осуществлены проекты регулярной планировки Вильнюса, Каунаса, Шяуляя и других городов.

Во второй половине XIX - начале XX вв. в литовской архитектуре преобладало эклектическое подражание архитектурным стилям прошлого. Для архитектуры буржуазной Литвы 20-х - начала 30-х гг. характерно использование мотивов народного искусства и неоклассицизма (банк в Каунасе, архитектор М. Сонгайла). В 30-х гг. преобладало строительство в духе так называемой модернизированной классики и отчасти функционализма (постройки архитекторов В. Дубенецкиса и В. Жямкальниса-Ландсбергиса).

С восстановлением Советской власти в Литве (1940) и особенно после изгнания немецко-фашистских оккупантов (1945) в республике началось восстановление разрушенных в годы войны городов, разрабатывались генеральные планы их дальнейшего развития; были созданы новые города (Науйои-Акмяне, строится с 1948, архитектор К. Шешялгис) и посёлки (Электренай, строится с 1960, архитекторы К. Бучас, Б. Касперавичене). С 1950 возникают колхозные и совхозные посёлки (поселок Дайнава в Укмергском районе, строится с 1965, архитектор Р. Камайтис и др.). С 1959 развернулось массовое строительство крупнопанельных жилых домов по типовым проектам. Для жилой архитектуры 60-80-х гг. характерны комплексная застройка жилых массивов, их рациональная планировка; эффектно используются природные особенности местности, разнообразие объёмно- пространственных решений [жилые районы в Вильнюсе (Жирмунай, архитекторы Касперавичене и др.; Лаздинай, архитекторы В. Чеканаускас, В. Бредикис и др.), Каунасе (Дайнава, с 1975, архитекторы А. Степонавичюс и др.), Клайпеде (Пямпининкай, с 1975, архитекторы Г. Тишкус и др.)]. Для архитектуры общественных зданий характерны строгость форм, функциональная организация пространства; в оформлении интерьеров широко применяются дерево, керамика, витражи, изделия из металла, монументально-декоративная живопись и скульптура (кафе, 1959, и гостиница, 1960, "Няринга", архитекторы А. и В. Насвитисы; Дворец художественных выставок, 1967, архитектор Чеканаускас; Дворец спорта, 1971, архитекторы Э. Хломаускас, З. Ляндзбергис, Й. Крюкялис;. здание Театра оперы и балета Литовской ССР, 1974, архитектор Э.-Н. Бучюте; Дворец выставок, 1980, архитектор Э. Стасюлис; здание Литовского драматического театра, 1981, архитекторы А. и В. Насвитисы, - все в Вильнюсе; торговый центр в Клайпеде, 1972, архитектор Тишкус; универмаг в Каунасе, 1982, архитектор А. Сприндис). По проектам литовских архитекторов в Ташкенте, Минске, Ростове-на-Дону и других городах СССР построены жилые дома, школы, торговые центры и другие здания. В 1945 основан СА Литовской ССР.

Средневековое изобразительное искусство Литвы развивалось в тесном взаимодействии национальной художественной культуры с искусством Западной и Восточной Европы. Получили распространение деревянная готическая пластика ("Мадонна", XV в., церковь в Кретинге), монументальная живопись, в том числе на светские темы (росписи начала XV в. в замке в Тракае, известны по копиям 1822). В XIII-XVI вв. высокого уровня достигло декоративно- прикладное искусство - ювелирное дело, керамика, резьба по дереву и кости. Значительное место в искусстве XVI - первой поовины XVII вв. занял ренессансный портрет (портрет Сигизмунда II Августа, середина XVI в., Картинная галерея, Вильнюс). Отдельные произведения религиозной живописи отмечены влиянием искусства итальянского Возрождения ("Мадонна" в капелле ворот Аушрос в Вильнюсе, XVI в.). Со второй четверти XVI в. широкое распространение получили каменные скульптурные надгробия с портретными изображениями (надгробие В. Гоштаутаса, Картинная галерея, Вильнюс); в XVI-XVII вв. портретный жанр проник и в другие виды скульптуры (бюсты из дерева, портретные медали). В первой половине XVI в. с началом книгопечатания появляется ксилография, развивается портретная гравюра на дереве. В XVII-XVIII вв. в украшении барочных дворцов и церквей широко применялись монументально- декоративная живопись и скульптура (интерьер церкви Пятро ир Повило в Вильнюсе, стуковый декор - конец 70-х - начало 80-х гг. XVII в.; росписи монастыря камальдолийцев в Пажайслисе близ Каунаса, 1677-84). Богатством декоративных мотивов, пластической экспрессией отличались резные деревянные алтари (алтарь церкви бернардинцев в Вильнюсе, XVII в.). В конце XVIII - начале XIX вв. литовские художники работали преимущественно в духе классицизма и романтизма (творчество живописцев П. Смуглявичюса, Й. Рустемаса, скульптора К. Ельскиса). В 1830-50-х гг. значительное развитие получили реалистический портрет и пейзаж. Демократические устремления художников нередко проявлялись в обращении к национальным типам (К. Русяцкас) и к родной природе (В. Дмахаускас). Во второй половине XIX в. усиливаются связи литовского искусства с русским. Многие литовские художники обучались в Петербурге и Москве.

В начале XX в. важную роль в формировании национальной школы изобразительного искусства и её демократических традиций сыграли деятельность Литовского художественного общества (основано в 1907) и национальной художественной выставки 1907-14. Преобладало реалистическое направление, нередко отмеченное критическими тенденциями, обличавшее социальный и национальный гнёт (произведения скульпторов Ю. Зикараса, П. Римши и др.). Особое место в литовском искусстве начала XX в. занимает живопись М. К. Чюрлёниса. Символика, характерная для стиля "модерн", переплетается в его творчестве с поэтической фантастикой литовского фольклора. В 20-30-х гг. художники-реалисты стремились создать обобщённый образ родины, нередко прибегая в пейзаже и портрете к решениям, основанным на национальных традициях (Ю. Веножинскис, П. Калпокас, К. Склерюс, Й. Шилейка, В. Эйдукявичюс, А. Жмуйдзинавичюс). Демократическая направленность характерна для лучших произведений станковой, монументальной и декоративной скульптуры (работы В. Грибаса, Ю. Микенаса, Б. Пундзюса). Созданные в 30-х гг. воспитанниками Каунасской художественной школы (основана в 1922) объединения (группа "Арс", "Общество независимых художников" и др.) выступали против салонного академизма и натурализма. Нередко авангардистские тенденции сочетались в творчестве молодых художников с обращением к традициям народного искусства (В. Визгирда, А. Гальдикас, А. Гудайтис, А. Самуолис и др.). Успешно развивались театрально-декорационная живопись (В. Дубенецкис, М. В. Добужинский), графика (М. Булака, Й. Кузминскис, В. Юркунас), в том числе сатирическая (П. Вайвада, Б. Жеконис, С. Жукас, Б. Мотуза и др.), монументально-декоративное и прикладное искусство (витражи С. Ушинскаса, мозаики Ю. Микенаса, керамика В. Микнявичюса, керамическая мелкая пластика В. Маномайтиса, художественная мебель Й. Прапуоляниса).

С восстановлением Советской власти в Литве и особенно в послевоенные годы литовские художники, основываясь на демократических и реалистических традициях национального искусства, опираясь на метод социалистического реализма, отражали современность главным образом в тематической картине, портрете и пейзаже. Получила развитие историческая и жанровая живопись (В. Мацкявичюс, В. Дилка). Декоративно-ритмичной цельностью композиции, экспрессией рисунка и напряжённым взаимодействием крупных цветовых пятен отличаются историко- революционные и жанровые картины современных литовских художников (произведения С. Вейверите, А. Гудайтиса, С. Джяукштаса, А. Савицкаса, Л. Тулейкиса). Глубже и разнообразнее становятся поиски средств эмоционально-образного истолкования действительности в жанровой живописи, пейзаже и портрете (жанровые картины и пейзажи В. Гячаса, Л. Сургайлиса, Й. Шважаса, пейзажи Й. Чепониса, портреты С. Вейверите, В. Каратаюса, В. Циплияускаса). В монументально-декоративном искусстве Советской Литвы большое развитие получил витраж (произведения С. Ушинскаса, А. Стошкуса, К. Моркунаса и др.), в котором наряду с традиционными формами создаются витражи из цветного толстого колотого стекла, обладающие напряжённостью и глубиной цветовых решений, эмоциональной выразительностью фактуры. Интересны стенные росписи, выполненные Р. В. Гибавичюсом, Я. Жилите, А. Степонавичюсом, В. Трушисом, Н. Вилутите, Р. Далинкявичюсом и В. П. Валюсом. Самобытный характер носит литовская школа графики и книжной иллюстрации (произведения В. П. Валюса, Р. В. Гибавичюса, Я. Б. Жилите, С. А. Красаускаса, Д. Тарабильдене, А. П. Скирутите, Й. Кузминскиса, А. Кучаса, А. Макунайте, П. Раудуве, А. Степонавичюса, В. Юркунаса и др.). Выразительная обобщённость форм и силуэта, ясность структуры, творческое переосмысление традиций народной резьбы по дереву характерны для лучших произведений литовской монументальной и декоративной пластики, скульптурного портрета (произведения П. П. Александравичюса, А.-В. Амбразюнаса, Р. Антиниса, К. Богданаса, В. Вильджюнаса, Н. Гайгалайте, Ю. Кедайниса, К. Киселиса, Ю. Микенаса, Н. Петрулиса). К наиболее значительным произведениям современной советской монументальной пластики относится памятник жертвам фашизма в деревне Пирчюпис (скульптор Г. Иокубонис). Большое развитие получили такие виды декоративно-прикладного искусства, как керамика (работы Ю. Адомониса, М. Врубляускаса, А. Личкуте, Й. Микенаса, Л. Стролиса, О. Крейвите-Нарушявичене, Г. Яценайте), художественный текстиль (Ю. Бальчиконис, В. Дауётас, М. Шважене и др.) и художественная обработка янтаря (Ф. Даукантас, К. Симанонис). В 1940 основан СХ Литовской ССР. Для народной деревянной архитектуры Литвы характерны строгость и простота форм, использование декоративной резьбы. Особенно богат резной декор мемориальных столбов-часовенок в Западной Литве. В народном изобразительном искусстве Литвы своеобразны деревянная скульптура (небольшие изображения святых - покровителей крестьянского труда, задумавшегося Христа, так называемый рупинтоелис, и пр.), отличающаяся выразительностью образных решений и пластической экспрессией, и гравюра на дереве (нередко раскрашенная, была распространена в Жемайтии в конце XVIII - начале XX вв.).

Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 4, 12 (кн. 2), Л,-М., 1966-77; ИНН СССР, т. 1-9 (кн. 1), М., 1971-82; С. Червонная, К. Богданас, Искусство Литвы, [Л.], 1972; [Л. Ясюлис], Изобразительное искусство Литовской ССР. Живопись. Театрально-декорационное искусство. Скульптура. Графика. Монументально- декоративное искусство. Альбом, М., 1978; Литовская графика. Альбом, Вильнюс, 1982; Budrys St., Lietuviu tarybine daile Skulptura, [Vilnius], 1961 (на литов. и рус. яз.); его же, Lietuviu vitrazas. [Albumas], Vilnius, 1968; Lietuviu, grafika. 1963. [Albumas], Vilnius, [1964] (на литов. и рус. яз.); [Vaitkunas G.], Tapyba, Vilnius, 1968; Lietuvos pilys, Vilnius, 1971; Lietuvos TSR daile [Izanginio straipsnio autoriai ir albumo sudarytojai J. Umbrasas, L. Jasiulis, Leningradas, 1972] (на литов. и рус. яз.).

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 89 гостей и пользователей