Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Культура стран и городов.



Колумбия

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Колумбия, государство на северо-западе Южной Америки

Колумбия (Colombia), Республика Колумбия, государство на северо-западе Южной Америки. На территории Колумбии с древнейших времён развивались культуры индейцев чибча-муисков, тайрона, кимбая - керамические изделия, статуэтки из золота, серебра, терракоты, золотые украшения с изображениями идолов - "тунхос". К 1-му тысячелетию до н. э. - началу 1-го тысячелетия н. э. относится культура Сан-Агустин, известная орнаментными росписями, колоссальными каменными статуями, примитивными каменными укреплениями, святилищами и гробницами. К Сан-Агустинской близка культура Тьеррадентро; интересна разнообразием и гротескностью статуэток культура Нариньо; искусство культур Калима, Сину примечательно художественными изделиями - керамическими и из сплава золота с медью.

После завоевания Колумбии испанцами в конце XV - начале XVI вв. на месте ряда индейских поселений были основаны города (Картахена, Богота, Тунха) с прямоугольной сеткой улиц и площадью в центре, застроенные лапидарными, строгими по формам зданиями; стиль колониального барокко не получил значительного развития. В культовых сооружениях середины XVI - середины XVII вв. отдельные формы архитектуры итальянского ренессанса сочетаются с элементами стиля "мудехар", завезёнными ремесленниками-арабами из Испании (наборные деревянные потолки артесонадо, резьба на заалтарных образах ретабло). В XVII-XVIII вв. сооружались иезуитские церкви в духе римского барокко и в стиле "неомудехар". В жилой архитектуре доминировал тип дома с внутренним двором; в деталях - мотивы стиля "мудехар" (деревянные консоли и решётки балконов, консоли карнизов). В колониальную эпоху в Колумбии сложилась местная школа живописи - религиозной (росписи церквей А. Медоро, Ф. дель Посо и др.) и светской (портреты, аллегорические картины с бытовыми сценами, росписи домов); под влиянием итальянского маньеризма развивалось творчество художника и поэта А. Асеро де ла Круса; элементы барокко в живописные портреты внесли Г. де Фигероа и Б. де Варгас Фигероа; стремление к суровой правдивости образов проявилось в работах Г. Васкеса. В XVIII в. живопись Колумбии стала более искусственной и манерной (портреты X. Гутьерреса и П. А. Гарсия, алтарные картины П. Кабальеро). Скульптура XVII-XVIII вв. представлена богатой ковровой резьбой в интерьерах церквей, в которой нередко сочетаются христианские и индейские символы, представлены местная флора и фауна. Традиции древнего индейского искусства в сочетании с европейскими образцами существуют в народном творчестве - в произведениях мастеров-индейцев.

В XIX - начале XX вв. города сохраняли традиционный облик, но строились здания в духе классицизма (ансамбль центральной площади Боготы и др.), а позже эклектизма и стиля "модерн"; после второй мировой войны 1939-45 получил развитие функционализм. Его популяризации способствовали X. Л. Серт (выходец из Испании) и Ле Корбюзье, составивший неосуществлённый проект реконструкции Боготы (1950). Живопись Колумбии XIX в. тесно связана с борьбой за независимость. Батальные сцены, образы героев запечатлели в своих произведениях П. X. Фигероа и X. М. Эспиноса, сцены народного быта - представители костумбризма Р. Торрес Мендес. Во второй половине XIX в. усилилось влияние европейского искусства: в духе французского академизма работал А. Урданета (композиции на темы национальной истории), традициям европейской живописи следовали портретисты Э. Гарай и Р. Асеведо Берналь; черты импрессионизма в национальное искусство внёс А. де Санта-Мария.

Архитектура середины XX в. характеризуется функциональностью, использованием прогрес- сивных конструктивных методов, сотрудничеством с нефигуративным изобразительным искусством: бейсбольный стадион в Картахене (1947, архитекторы М. Г. Солано, Г. А. Ортега), капелла гимназии Модерно в Боготе (60-е гг., архитектор X. Моя Карденас) и др. В изобразительном искусстве XX в. наряду с модернистскими течениями развивается прогрессивное реалистическое направление (с 30-х гг.), отражающее интерес к национальным и социальным проблемам. В 1930 была основана Колумбийская АХ (ныне Школа изящных искусств в Боготе). Многие живописцы, следуя примеру мексиканских художников, обращаются к общественно значимому монументальному искусству (П. Н. Гомес, автор росписей общественных зданий в Медельине; И. Гомес Харамильо, создатель красочных фресок и полотен на темы жизни индейцев). Черты декоративизма, восходящие к древнеиндейским традициям, свойственны работам жанристов Л. А. Акуньи и А. Рамиреса Фахардо, пейзажиста и портретиста Р. Гомеса Кампусано. В традициях реализма работают М. Диас Варгас, Э. Мартинес и X. Родригес Асеведо. Модернистское искусство представляют А. Обрегон, Э. Грау Араухо и др. Скульптура использует стилистические приёмы и мотивы древнеиндейской пластики (Р. Росо).

Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 7, 11, М., 1969-73; Культура Колумбии. [Сб.], М., 1974; Г. Л. Дуке, Золото Колумбии, [пер. с исп.], М., 1982.

Родительская категория: История | Культура
Категория: Страны | Города

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 121 гость и пользователей