Кипр
- Просмотров: 27604
Кипр, государство на одноименном острове в восточной части Средиземного моря
Кипр (греч. Kэpros, тур. Kibris), Республика Кипр, государство на одноименном острове в восточной части Средиземного моря. Населено главным образом греками и турками. В древней художественной культуре Кипра, находящегося на важных международных торговых путях, пересекались воздействия цивилизаций Передней Азии, Эгейского мира (см. Эгейское искусство) и Греции Древней. К 6-4-му тысячелетиям до н. э. относятся остатки неолитических поселений с круглыми в плане жилищами, каменные сосуды с резным орнаментом, к эпохе бронзы (со второй половины 3-го тысячелетия до н. э.) - сосуды с белой обмазкой и чёрной или красной росписью, зооморфные сосуды, цилиндрические печати и др. В эпоху поздней бронзы (1400-1050 до н. э.) переживало расцвет т. н. кипро-микенское искусство, в котором скрещивались крито-микенские и восточные (в т. ч. хеттские, см. Хетты) традиции: остатки регулярных по планировке городов, крупные широкогорлые сосуды с нарядной росписью, включающей зооморфные и антропоморфные изображения, ювелирные изделия, рельефы на слоновой кости и др. Для т. н. кипро-геометрического стиля эпохи железа (1050-700 до н. э.; см. также Геометрический стиль) характерны округлые сосуды с матовой чернофигурной росписью, глиняные статуэтки животных и людей. В т. н. кипро-архаический период (700-475 до н. э.; см. также Архаика) усилилось воздействие древнеегипетских, ассирийских и персидских художественных традиций, распространявшихся финикийскими колониями (см. Финикия). Для этого времени характерны сосуды с изображениями птиц, цветов лотоса, т. н. древа жизни и другими мотивами. Святилища на Кипре (например, близ Айия-Ирини, XII-VI вв. до н. э.) представляли собой ограждённые участки с алтарём и раскрашенными вотивными статуями из известняка и терракоты, достигавшими порой огромных размеров. Близкие как к финикийской, так и к древнегреческой архаической пластике статуи статичны и фронтальны, суммарные объёмы фигур часто скрыты одеждами, наиболее тщательно моделированы черты лица. В VIII-VII вв. до н. э. высокого уровня на Кипре достигла торевтика (блюда и щиты с рельефными изображениями из серебра и бронзы и др.). Дворцовые постройки Кипра (дворец в Вуни, начало V в. до н. э.) сочетают черты переднеазиатского дворца и греческого мегарона. В IV в. до н. э. - IV в. н. э. на Кипре утверждаются формы классического греческого и эллинистического, а затем и римского искусства (памятники Пафоса, Куриона, Саламиса). Ранневизантийское искусство представлено архитектурными фрагментами, первоклассными мозаиками VI-VII вв. (в церкви Панагии Канакарии близ Литрангоми и др.), а также фресками XII-XV вв. (в церкви в Асину и монастыре св. Неофита близ Пафоса). С конца XII в. крестоносцы принесли на Кипр воздействие французской готики (храмы XIII-XV вв. в Никосии и Фамагусте, при турецком владычестве большей частью превращённые в мечети; руины монастыря Белапаис, замка св. Илариона и др.). К периоду господства Венеции (1489-1571) относятся крепости в Фамагусте и Никосии, многочисленные иконы, в которых поздневизантийские традиции сосуществуют с воздействиями венец, живописи эпохи Возрождения. В эпоху турецкого (1571-1878) и английского (1878-1960) господства культура Кипра переживала упадок. После завоевания независимости развиваются современная архитектура (архитекторы С. Иконому, братья Михаилидисы и др.), живопись и графика (художники А. Диамандис, Г. Георгиу, Т. Кантос и др.). В народном искусстве, впитавшем балканские и турецкие традиции, развиты резьба по дереву, керамическое производство, чеканка по серебру, плетение кружев, вышивка.
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; Сокровища Кипра. Древнее искусство. Искусство средневековья, М., 1976; Papageorgiou A., Masterpieces of the Byzantine art of Cyprus, [Nicosia, 1965]; Nicolaou K., Ancient monuments of Cyprus, Nicosia, 1968; Spileris Т., Art de Chypre des origines d l'йpoque romaine, Lausanne, 1970.