Венесуэла
- Просмотров: 27394
Венесуэла, государство в Южной Америке
Венесуэла (Venezuela), Республика Венесуэла, государство в Южной Америке. Среди древнейших памятников Венесуэлы - древнеиндейские наскальные росписи, антропоморфные урны и статуэтки, каменные блоки с изображениями ягуаров, крокодилов, символов Солнца и Луны, расписная и фигурная керамика, амулеты (главным образом в Куэнка-дель-Ориноко и Ойя-де-Маракайбо). Произведения монументальной архитектуры индейцев не сохранились. Первые города появились в XVI в. и имели прямоугольную сетку кварталов. В колониальный период строились однотипные сооружения (укрепления, храмы и жилые дома) с декоративным убранством. Архитектура отличалась простотой; стиль барокко имел слабое распространение: "Дом с железными решётками" в Коро (конец XVIII в.), собор (1664-74) и дом С. Боливара (конец XVIII в.) в Каракасе. Изобразительное искусство представлено в основном церковными росписями и картинами на религиозные темы. После провозглашения Венесуэлы независимой республикой (1830) расширилось строительство, главным образом, в Каракасе. В архитектуре конце XIX - первой половины XX вв. последовательно сменялись неоклассицизм (Национальный капитолий в Каракасе, 1872-75, архитектор Л. Урданета), неоготические, мавританские и особенно колониальные (постройки архитектора К. Р. Вильянуэвы 1930-х гг.) стили. С середины 1950-х гг. ведутся градостроительные работы, строятся жилые и общественные комплексы (архитектор Вильянуэва), отмеченные новизной архитектурных форм, развитым синтезом искусств. Кроме венесуэльских архитекторов в их создании участвовали испанские, бразильские, итальянские и мексиканские архитекторы. В первой половины XIX в. в изобразительном искусстве широко распространился костумбризм, сформировалась портретная живопись (X. Ловера), а во второй половине XIX в. развивались историческая живопись (М. Товар-и-Товар, А. Мичелена) и скульптура (М. Гонсалес, Э. Паласиос-и-Кавельо) патриотического содержания; К. Рохас создал жанровые картины. С начала XX в. получил широкое распространение исторический жанр (Т. Салас), в традициях французских импрессионистов и П. Сезанна работали пейзажисты Ф. Брандт, Р. Монастерьос, А. Реверон; произведения на темы народного быта создавали живописец Э. Полео, график П. А. Гонсалес, скульптор Ф. Нарваэс. Значительное место в искусстве страны заняли художники-модернисты, обращающиеся к условно-декоративной живописи, к абстрактному искусству, к поп-арту.
Лит.: ИСиНМ, т. 2, М., 1965; ВИА, т. 7, 11, М., 1969-73; В. М. Полевой, Искусство стран Латинской Америки, М., 1967; Е. И. Кириченко, Три века искусства Латинской Америки, М., 1972.