Арт-Рисунок

Георгиевская лента

Художник живописец, график, гравёр, скульптор, архитектор.



Мартос Иван Петрович

Рейтинг: 5 / 5

Звезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активнаЗвезда активна
 

Мартос Иван Петрович, русский скульптор

Мартос Иван Петрович (1754-1835), русский скульптор. Учился в петербургской АХ (1764-73) у Н. Ф. Жилле; преподавал там же (с 1779, ректор с 1814). Пенсионер АХ в Риме (1773-79). Вернувшись в Россию убеждённым сторонником классицизма, Мартос уже в начале 80-х гг. выступил как мастер мемориальной пластики, в которой сумел органично соединить гражданский пафос и идеальную возвышенность образов с достоверной передачей интимных переживаний. Для ранних произведений Мартоса (надгробия С. С. Волконской, ГТГ, и М. П. Собакиной, ГНИМА, - оба мрамор, 1782) характерны строгая композиция, искусное совмещение высокого и низкого рельефов, виртуозная моделировка форм. В дальнейшем Мартос часто уходил от барельефного принципа композиции, обособляя человеческие фигуры от скульптурного фона, разнообразил положение фигур скорбящих (надгробие Н. И. Панина, мрамор, 1788, Музей городской скульптуры, Ленинград). С начала 90-х гг. образный строй произведений Мартоса усложнялся и порой драматизировался (надгробие Е. С. Куракиной, мрамор, 1792, Музей городской скульптуры, Ленинград), а с начала 1800-х гг. суровая сдержанность героев в проявлении чувств, величавость их облика воплощали античные идеалы мужества и совершенной красоты (надгробия Е. И. Гагариной, бронза, 1803, Музей городской скульптуры, Ленинград, и Павла I, мрамор, гранит, 1807, Павловск; памятник Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, 1804-18, Москва). Ноты ригоризма, некоторая мелочность в деталях свойственны последним монументальным работам Мартоса (памятник Александру I в Таганроге, бронза, гранит, 1828-31, и Э. Ришелье в Одессе, бронза, гранит, 1823-28). Мартос известен и как мастер монументально-декоративной скульптуры (статуя "Актеон" для фонтанов Петродворца, золочёная бронза, 1801; рельеф "Истечение Моисеем воды в пустыне" на аттике Казанского собора в Ленинграде, известняк, 1804-07). Оказал большое влияние на формирование стиля русской скульптуры первой трети XIX в.

Лит.: Н. Коваленская, Мартос, М.-Л., 1938; И. М. Гофман, И. П. Мартос, Л., 1970.

Родительская категория: Биография
Категория: Краткая биография

Художественно-исторический музей Арт-Рисунок

Кто на сайте

Сейчас на сайте 193 гостя и пользователей