Левицкий Дмитрий Григорьевич
- Просмотров: 32182
Левицкий Дмитрий Григорьевич, русский живописец
Левицкий Дмитрий Григорьевич (1735-1822), русский живописец. Портретист. Учился у своего отца - украинского гравёра Г. К. Левицкого (Носа) и у А. П. Антропова (с 1758). Возможно, участвовал вместе с отцом в росписи Андреевского собора в Киеве (1752-55). Около 1758 переехал в Петербург. В 1771-87 руководил портретным классом петербургской АХ. Левицкий - крупнейший мастер русского парадного портрета XVIII в. В его произведениях 70-х гг. ("А. Ф. Кокоринов", 1769-70, ГРМ; "Н. А. Сеземов", 1770, "П. А. Демидов", 1773, - оба в ГТГ) торжественная приподнятость образа сочетается с чертами естественности и обыденности, с острым восприятием матери- альности окружающих модель аксессуаров, раскрывающих социальное положение, профессию, интересы изображённого человека. В серии отличающихся богатством цветового строя парадных портретов юных воспитанниц Смольного института (около 1773-76, ГРМ) Левицкий раскрыл разнообразие характеров и живость чувств своих моделей, передал неподдельную красоту и обаяние молодости. Углублённостью и многообразием индивидуальных характеристик отмечены камерные портреты 70-х гг. ("Д. Дидро", 1773-74, Музей искусства и истории, Женева; "М. А. Дьякова", 1778, "Я. Е. Сиверс", 1779, - оба в ГТГ), исполненные в более свободной живописной манере. В начале 80-х гг. под влиянием классицизма тонкая нюансировка сменяется в произведениях Левицкого локальным цветом, появляется некоторая заглаженность письма ("Урсула Мнишек", 1782, ГТГ; "Екатерина II", 1783, ГРМ). Со второй половины 80-х гг. его работы утрачивают прежнюю целостность и гармоничность, характеристики моделей становятся несколько внешними (портрет дочери Агаши в русском костюме, 1785, ГТГ). Однако и в поздние годы Левицкий создал ряд произведений, отмеченных яркой выразительностью художественных средств ("Неизвестный со сфинксом", 90-е гг., собрание Гиршман, Париж). После 1800 из-за болезни глаз Левицкий почти не работал. Творчество Левицкого оказало значительное влияние на формирование целого поколения русских портретистов, в том числе В. Л. Боровиковского.
Лит.: Гершензон-Н. М. Чегодаева, Д. Г. Левицкий, М., 1964; Н. М. Воронина, Левицкий, [М., 1968]; Н. М. Молева, Д. Г. Левицкий, М., 1980.