Крылов, Никифор Степанович
- Просмотров: 4712
Никифор Степанович Крылов российский художник.
Никифор Степанович Крылов (1802, Калязин — 1831, Санкт-Петербург) российский художник. Родился Н.С. Крылов в бедной семье. Работал в артели странствующих иконописцев. В 1824 г. был замечен Алексеем Венециановым, который пригласил его учиться в Петербург. Под руководством Венецианова Крылов работал около шести лет. По совету Венецианова Крылов начал рисовать с натуры и писать портреты. По словам Венецианова, «он остановился на портретной живописи и в оной отличен».
По сути дела, Крылов остался в истории русского искусства автором одной картины — «Зима» (1827), явившейся первым изображением зимнего пейзажа в отечественной пейзажной живописи. В этой картине последовательно и плодотворно воплотилась система Венецианова, для постижения которой, по словам одного из учеников, «нужна необыкновенная зоркость глаза, сосредоточенность внимания, анализ, полное доверие к натуре и постоянное преследование ее изменений при различной степени и положении света: нужна ясность понимания и любовь к делу». Все указанные качества нашли блестящее воплощение в творчестве Крылова. «Полное доверие к натуре» сказалось уже в том, что живописец при посредстве владельца небольшого химического заводика на реке Тосно поселяется в специальной, построенной для него зимней мастерской, чтобы постоянно преследовать «изменения натуры при различной степени и положении света». Художник не ищет каких-то выигрышных с точки зрения повествовательной занимательности ракурсов, он смело изображает пустынный пологий заснеженный берег реки, оживленный фигурами беседующих крестьянок, женщиной с ведрами да парня, ведущего лошадь. Формы лепятся цветом с учетом рефлексов, отражаемых снегом, причем формы и в тени (фигура парня) написаны цветом, что было новым словом в живописи, на снегу лежат голубые тени — все это придает картине особую свежесть и очарование подлинности. «Любовь к делу» проявляется в естественной красоте, типов крестьян, подмеченной художником, и в неприметной на первый взгляд живой выразительности зимнего деревенского пейзажа, в атмосфере спокойной и мягкой созерцательности, царящей в картине. Столь значительные и неожиданные для того времени достоинства картины Крылова дают право назвать его родоначальником русского деревенского пейзажа.
В последние годы жизни Н.С. Крылов добился больших успехов в портретной живописи. А умер живописец от холеры совсем молодым, хотя немалый талант и большое трудолюбие намечали впереди прочное признание.