Рокотов Фёдор Степанович
- Просмотров: 33060
Рокотов Фёдор Степанович, русский живописец
Рокотов Фёдор Степанович (1735 - 1808), русский живописец. Портретист. Учился в петербургской АХ (с 1760). Изучая исполненные в России произведения Л. Токке и П. Ротари, Рокотов уверенно овладел приёмами западноевропейского парадного портрета середины XVIII в. ("Екатерина II", 1763, ПГГ и ГРМ); вместе с тем безыскусственность, непосредственность образов в его ранних произведениях характеризуют художника как продолжателя традиций русского портрета первой половины XVIII в. ("И. Л. Голенищев-Кутузов", первая половина 60-х гг., ГРМ). Сблизившись (после переезда в Москву в 1765) с наиболее просвещёнными представителями московской дворянской интеллигенции, Рокотов проникся духом оппозиционности по отношению к петербургскому укладу жизни с его показным блеском и суетностью. В интимных портретах 60-70-х гг. ("В. И. Майков", около 1765, "А. И. Воронцов", конец 60-х гг., "А. П. Струйская", 1772, - все в ГТГ) неприятие Рокотовым всего показного, внешне эффектного проявляется в приглушённости общего настроения, в искренности, внутренней одухотворённости и в то же время затаённости чувств героев. Эмоциональное воздействие его живописи во многом зависит от преображающей силы света, неяркий, но интенсивный поток которого словно "вызывает" из темноты освещённую сторону лица и шеи, выдвинутое вперёд плечо; жидкие мазки белилами или розовой краской создают впечатление мерцания тканей и драгоценностей. В портретах 80-х гг. загадочную полумглу сменяют более отчётливые красочные тона и более определенные объёмы ("В. Е. Новосильцева", 1780, ГТГ; "Е. В. Санти", 1785, ГРМ). Всегда увлекавший Рокотова идеал человеческого достоинства и красоты осознаётся теперь как свойственное модели чувство высокого духовного превосходства. В позднем творчестве Рокотова сказался общий для русского искусства переход от утончённости рококо к ясности и строгости классицизма.
Лит.: Н. Лапшина, Ф. С. Рокотов, М., 1959; С. В. Сучков, Ф. С. Рокотов, Л., 1976.