Нестеров Михаил Васильевич
- Просмотров: 29721
Михаил Васильевич Нестеров, русский живописец
Нестеров Михаил Васильевич (1862-1942), русский и советский живописец. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1942). Учился в МУЖВЗ (1877-81 и 1884-86) у В. Г. Перова, А. К. Саврасова, И. М. Прянишникова и в петербургской АХ (1881-84) у П. П. Чистякова. Член ТПХВ (с 1896, экспонент с 1889). Начав с жанровых картин в духе передвижников ("Знаток", 1884, ГТГ) и исторических композиций ("До государя челобитчики", 1886, частное собрание, Москва), с конца 80-х гг. Нестеров в поисках духовно-религиозного и этического идеала обратился к воплощению просветлённой и чистой душевной красоты людей, пренебрегших мирской суетой ("Пустынник". 1888-89, "Видение отроку Варфоломею", 1889-90, - оба в ГТГ). Тихая созерцательность, умиротворённость, эмоциональная роль пейзажа в образном строе этих произведений внесли новые поэтические ноты в русскую живопись. В последующие годы в творчестве Нестерова всё сильнее проявлялись некоторые патриархально-религиозные иллюзии ("Под благовест", 1895, "Великий постриг", 1897-98, - оба в ГРМ; "На Руси", 1916, ГТГ). Внимание к образной символике, плоскостность композиции сближали многие произведения Нестерова этого периода, особенно в области монументальной живописи (росписи Марфо-Мариинской обители в Москве, 1908-11), с творчеством представителей "модерна". Интерес Нестерова к внутреннему миру человека нашёл выражение в портретах, великолепных по цельности образного строя, ясности характеристик ("Е. П. Нестерова", 1905, ГТГ; "О. М. Нестерова", ГРМ, 1906). В советское время реалистические начала творчества Нестерова получили качественно новое развитие. В созданной им галерее портретов деятелей науки и искусства ("П. Д. и А. Д. Корины", 1930, "А. Н. Северцов", 1934, "С. С. Юдин", 1935, "И. П. Павлов", 1935, - все Государственная премия СССР, 1941, "В. И. Мухина", 1940, - все в ГТГ) на первый план выступает ощущение богатства духовной жизни, творческого горения, интеллектуальной сосредоточенности, подчёркнутое совершенством и гармоничностью картинной формы, гибкостью выразительных средств. Нестеров продолжал работать и как тонкий мастер лирического пейзажа ("Осень в деревне", 1942, ГТГ).
Соч.: Давние дни. Встречи и воспоминания, [2 изд.], М., 1959; Из писем, Л., 1968. Лит.: И. И. Никонова, М. В. Нестеров, 2 изд., М., 1984.